Неисправности автоматических выключателей, их причины и способы устранения
Неисправности автоматических выключателей, их причины и способы устранения
Современные автоматические выключатели не предназначены для ремонта потому что поставляются в неразборном корпусе. Производитель предполагает их замену, в то же время автоматы типа АП отечественного производства предполагали не только разборку, а регулировку, при определенной сноровке вы могли собрать из нескольких неисправных один вполне рабочий. Из статьи вы узнаете, какие бывают неисправности автоматических выключателей и способы их устранения. Рассматриваемые автоматы используют в электрических цепях напряжением до 1000 В, для защиты стояков и питающих линий.
1. Катушка контактора может выйти из строя из-за:
- ошибки при выборе контактора по управляющему напряжению. Данные по управляющему напряжению нанесены на корпус контактора (по фронту у Eaton и с торца у Rade Koncar).
- напряжение катушки (управляющее напряжение) соответствующей частоты должно быть в диапазоне, указанном в паспорте на конкретный контактор.
Например, для контакторов Rade Koncar диапазон составляет 0,85…1,1Un и при длительном напряжении >1,1Un катушка гарантированно сгорит. Решением может быть использование стабилизирующих устройств, а также реле контроля напряжения питающей сети.
- импульсное перенапряжение в цепи управления в результате атмосферных явлений (удар молнии) или из-за коммутационных перенапряжений может пробить изоляцию катушки. А дальше – межвитковое КЗ и разрушение. Выход — использование устройств защиты от импульсных перенапряжений УЗИП, модули варистора, модули RC-цепочки и пр. устройства защиты от перенапряжений.
- проблему старения изоляции катушки легко решить, эксплуатируя контакторы в диапазоне рабочих температур согласно документации на изделие. Старение изоляции напрямую зависит от температуры эксплуатации. Установка климатического оборудования в шкафах или щитах, где установлены контакторы (или вынос щитов управления из помещений с повышенной температурой на этапе проектирования) справляется с этой задачей.
И наконец, чтобы не столкнуться с банальным браком катушки, используйте продукцию производителей с безупречной репутацией и качеством (наличие аккредитованной лаборатории, сертификат ISO 9001, многолетний опыт эксплуатации и положительные отзывы).
Основные проблемы у автоматов
У автомата всего лишь три основных неисправности:
Автомат выбивает — это значит что у вас либо внезапно, без явных на то причин, исчезает напряжение, либо при включении нагрузки в одну из цепей происходит отключение питающей сети. Не включаться автомат также может по разному:
- При взведении рычага он сразу же опускается вниз, напряжение появляется кратковременно или не появляется вообще.
- Рычаг заклинил и совсем не взводится и не работает.
- Если вы услышали запах гари или от автоматического выключателя отгорели провода, его нужно отключить прежде чем приступать к ремонту, но рычаг просто не сдвигается с места, как описано в предыдущем пункте, только во включенном положении.
Автомат выбивает без видимых причин
Периодическое выбивание автоматического выключателя связано с работой теплового разъединителя или скачками напряжения в питающей электросети. С последней причиной вы ничего не можете поделать, разве что поставить по входу до автомата стабилизатор напряжения, но это дорого. А вот выключение по тепловому разъединителю связано с длительным, но незначительным по величине превышением номинального тока.
Чаще всего это не является неисправностью автоматического выключателя, а скорее неправильное его использование. В первую очередь следует узнать, на какой ток он рассчитан, это написано на лицевой панели. Затем посчитать суммарный потребляемый ток электроприборами, которые через него запитаны. Если ток не указан на приборах, на них должна фигурировать потребляемая мощность, в таком случае разделите количество Вт на 220 В, тогда вы узнаете количество Ампер через автомат.
Если полученный результат превышает номинал автомата — он будет размыкаться. Если автомат гудит или трещит — это признак его перегрузки.
Решение: Снизить потребление питаемой линии, включать мощные приборы по очереди.
Если же номинал автоматического выключателя подобран правильно, дело в другом. Тепловой разъединитель на то и тепловой, чтобы размыкаться при перегреве, а источником тепла могут стать подгоревшие силовые контакты (как на фото ниже) или не затянутые в клеммниках провода. И то и другое приводит к повышению контактного сопротивления, и нагреву, так как корпус закрыт, теплу деваться некуда, пластина тепловой защиты постепенно нагревается, со временем она разомкнется.
Решение: Проверить затяжку провода, извлечь, при необходимости зачистить их от окислений и нагара, а затем затянуть по новой. Контакты без разборки автомата не почистить, эту неисправность лучше не “лечить”, а заменить автоматический выключатель. Чтобы его разобрать можно высверлить заклепки и раскрыть корпус, но вы рискуете его не собрать или собрать с ошибками, с перекосом и механическими дефектами, что затруднит корректную работу.
Перегрев может получится и от находящихся рядом с АВ источниками тепла в самом щитке. Проверьте рукой температуры окружающих приборов, возможно греется что-то рядом.
Срабатывание при включении нагрузки
Если неисправность возникает при включении какой-то из цепей, например света — неисправность наверняка в светильнике или проводке, ведущей к нему. Из-за нарушения целостности изоляции кабеля или соединений возникло короткое замыкание.
Решение: Диагностика и ремонт заключается в отключении основного кабеля линии и замещении его временным, если помогла — значит вам предстоит ревизия и ремонт проводки.
Моментальное отключение автомата связано с работой электромагнитной защиты. Он не фиксируется во включенном положении из-за внутренних проблем с той же электромагнитной защитой. Проверить исправность автомата можно, заменив его заведомо исправным, с тем же номинальным током и чувствительностью — если все заработало исправно, причина именно в нем. Если автоматический выключатель не взводится без напряжения, при этом КЗ отсутствует — нужна его замена.
Автоматический выключатель не включается
Если вы поднимаете рычаг вверх, но автоматический выключатель не включается, и рычаг моментально падает вниз — виной этому либо механический износ узлов автомата, либо наличие КЗ. Проверить это можно, прозвонив питающую фазу на ноль низкоомной прозвонкой, например, контрольной лампочкой, либо омметром. Высокоомная прозвонка (например светодиодная контролька) может ввести вас в заблуждение и цепь может звониться через нагрузку (лампочки, ТЭНы или электродвигатели). Если цепь замкнута — значит имеет место пробой изоляции кабелей.
Решение: Устранение неисправности производить заменой кабеля или восстановлением изоляции. Если КЗ нет, то замена автомата.
Рычаг заклинил
Другое дело, когда вы не можете сдвинуть с нижнего положения рычаг автомата, значит механизм привода контактов заклинило. Эта неисправность может случиться при отключении под нагрузкой, если возникла сильная дуга и ее брызги заклинили подвижный контакт, а вернее его узлы или он впаялся в корпус.
Решение: Взяться за рычажок поближе к основанию и сильно, но плавно поднимать вверх, при этом возникает вероятность отломать его. В дальнейшем вы не сможете пользоваться таким автоматом. Еще вероятно заклинивание в дальнейшем, тогда автомат следует заменить. Вероятность успеха в этой процедуре 50%, на практике часто отламывается рычаг, особенно если это происходит на морозе.
Автомат не отключается при КЗ
Причины отсутствия реакции на КЗ может быть две. Первая — залипли контакты. Из-за нагрева и образовании дуг при размыканиях контакты прилипли друг к другу. Вторая — заклинил механизм электромагнитного разъединителя.
Решение: Если автомат не срабатывает при коротких замыканиях — попробовать с усилием разорвать контакты, если не получилось, то заменить автомат.
Отключение выключателя
При подаче сигнала "ОТКЛ" блок управления формирует импульс тока, который имеет противоположное направление по отношению к току включения и меньшее амплитудное значение (интервал времени 4 — 5 на осциллограммах). Магнит 6 при этом размагничивается, привод снимается с магнитной защелки, и под действием энергии, накопленной в пружинах отключения 8 и поджатия 5 якорь 7 перемещается вниз, в процессе движения ударяя по тяговому изолятору 4, связанному с подвижным контактом 3. Контакты 1 и 3 размыкаются (момент времени 5 на осциллограммах), и выключатель отключает нагрузку.
Типы вакуумных насосов
На рынке представлены вакуумные насосы разных модификаций. Оборудование находит применение во многих сферах. Процесс их работы прост.
Насосы компактны и не подвержены вибрациям, а их запасные части доступны на рынке. Они просты в эксплуатации и ремонте, отличаются хорошей работой при малом количестве недостатков с обслуживанием, но проблемы вакуумных насосов всё же встречаются.
На сегодняшний день используются два основных типа:
водокольцевой;
мембранный.
Рабочая часть водокольцевого вакуумного насоса имеет цилиндрическую форму, внутри которой расположен ротор с крыльчаткой. Ротор располагается на валу, который смещен относительно центра.
Перед пуском насос заполняют водой.
Когда включается двигатель и начинает вращаться вал, то закрепленное на нем рабочее колесо разбрасывает жидкость по стенкам корпуса. Таким образом между роторным механизмом и водой образуется серповидная зона пониженного давления – вакуум.
В эту зону попадает газ из всасывающего патрубка. Лопатки ротора перемещают его из области всасывания в область нагнетания.
Мембранный вакуумный насос
Мембранно-поршневой вакуумный насос в качестве рабочего органа использует жестко закрепленную мембрану, которая связана с поршневым механизмом. Края мембраны фиксируют на корпусе, а центр может выгибаться при движении поршня.
Неисправности водокольцевого вакуумного насоса
Перед ремонтом устройство нужно разобрать, почистить и осмотреть. Необходимо проверить и оценить прокладки, уплотнения, подшипники, клапаны, датчики температуры, ремни, муфты, шкивы и электродвигатели. В экстренных случаях может потребоваться замена вакуумного насоса, но часто дело просто в запасных частях.
Самыми частыми причинами поломок является износ или неправильная и несвоевременное обслуживание. Например не менялось вовремя масло или фильтры. Проблемы с оборудованием часто проявляются в виде вибрации, нагрева и его несоответствии требуемым параметрам.
В этом случае ремонт заключается в замене изношенных деталей на новые
Сбой в электрике
Необходимо проверить правильность подключения, электропитание, напряжение сети, а также исправность двигателя.
Неисправность подшипника
Негодный подшипник нужно заменить, так как это мешает запуску. Неисправная деталь издаёт шум.
Рабочее колесо заклинило
Причина может быть в загрязнениях, которые возникают при попадании внутрь грязной жидкости, растворителей или других частиц. Если не соблюдать осторожность, то возникнет ситуация, когда плохо качает вакуумный насос, поэтому его нужно почистить.
Известковые отложения внутри или снаружи
Стоит провести визуальный осмотр на посторонние частицы. Если они есть, а вакуумный насос не качает, то почистить насос, так как отложения извести могут мешать вертеться валу.
Насос с двигателем сдвинуты по отношению друг к другу
Проверить, находятся ли они на одной линии, в случае сдвига — отрегулировать их прокладками.
Повышенное противоположное давление в напорном трубопроводе
Нужно проверить давление и, в случае превышения над нормальными показателями, уменьшить его. Причинами бывают закрытые задвижки или увеличенные потери на трение.
Вращение насоса неверное
Возникновение ошибки при электрическом подключении. Необходимо поменять фазировку.
Чрезмерный шум при работе
Неполадки возникают в следующих случаях:
смещение муфты между насосом и двигателем — установить муфту заново;
неисправность подшипника — вышедший из строя подшипник нужно заменить;
поток рабочей жидкости чересчур большой — уменьшить поступление воды;
двигатель и насос на раме находятся на разных уровнях — отрегулировать прокладками;
обвязка касается насоса — отрегулировать её уровень, устранить касание насоса.
Сильная вибрация при работе
Причина неисправности вакуумного насоса бывает в следующем:
поток сервисной жидкости маловат или превышает нужный — настроить подачу воды;
утечка при всасывании – устранить протечки;
в напорном трубопроводе противодавление превышает норму — отрегулировать;
пониженное давление на всасывании — для повышения давления следует открыть антикавитационный клапан / повысить остаточное давление в клапане регулирования вакуума;
неправильно подключено электричество;
смещение муфты между двигателем и насосом — выставить муфту;
неисправность подшипника влечёт за собой лишний расход энергии — сменить подшипник;
большой расход сервисной жидкости -снизить поступление воды;
превышенное противодавление в напорном трубопроводе — нужно понизить его;
в насосе образовались отложения минералов – необходимо почистить насос.
Неисправности мембранного вакуумного насоса
Поломка: Недостаточное/ низкое вакуумирование
Решение 1: недостаточно масла, необходимо долить масло до рабочего уровня.
Решение 2: в насосе грязное масло, замените на новое.
Поломка: Забилось отверстие для залива масла
Что делать: прочистите заливное отверстие и промойте масляный фильтр
Неисправность: под оборудование лужа масла
Решение 1: у агрегата повреждена емкость для масла ей необходимо заменить на новую.
Решение 2: неплотно прилегает крышка масляной камеры, поменяйте прокладку и закрутите крышку.
Неисправность: брызгает масло при работе
Что делать: слишком много масла в камере. Слейте масло до требуемого уровня.
Проблема: очень высокое давление на всасывающем штуцере
Причина: проблема заключается в том, что неверно подобрано оборудование, Вам необходим более мощный вакуумный насос.
Насос плохо запускается
Причина в плохом начальном пуске оборудование таится в низкой температуре масла. Для работы его необходимо подогреть, а для этого в свою очередь либо включите и выключите насос несколько раз подряд либо предварительно разогрейте масло.
Видео о ремонте вакуумного насоса своими руками
Несмотря на простоту обнаружения проблем, технические специалисты не могут автоматически отслеживать и диагностировать их удаленно.
В сервисных центрах диагностику провести можно с помощью специальных анализаторов вакуумных насосов. Определяется хорошо работающий вакуумный насос, поломки фиксируются автоматически с помощью настраиваемых датчиков, передающих данные в программное обеспечение. С помощью этого выясняется причина неисправности вакуумного насоса.
Защитный автомат предназначается прежде всего для защиты надежности электрической проводки квартиры от перегрузок и коротких замыканий. Замыкание обычно становится причиной мгновенного возникновения в сети токов категории “сверх” (значительно превышающие норматив тока). Сверхток (для квартирной цепи до 12,6 Ампер) может приводить к выработке огромного количества энергии. Ее не в силах перенести ни один домашний прибор, после чего в участке замыкания можно наблюдать вспышку (электрическая дуга).
Если сразу не позаботиться об отключении аварийного электричества, можно столкнуться с очень опасными последствиями в виде пожаров или удара сверхтоком. Чтобы уберечь себя от короткого замыкания и моментального выхода из строя аварийного электричества, следует обзавестись аварийным выключателем. Моментальность отключения имеет продолжительность менее 0,1 секунды.
Неисправности автоматических выключателей, автомат защиты при перегрузках сети
Иная функция автомата защиты — обеспечение безопасности сети от перегрузок. В конструкции автомата защиты предусмотрена пластинка из биметалла в виде расцепителя, который при перегреве выводит электрическую цепь из строя. Пластина перегревается во время перегрузок сети. Разумеется, моменты нагрева и выхода цепи из строя не совпадают, а происходят в определенном друг от друга промежутке. Исходя из уровня нагрева выключателя, промежуток может составлять от 0,5 секунды до пары секунд.
Признаки сбоя в работе автомата защиты электрической сети
Если вы замечаете, что у вас довольно часто выбивает автомат защиты, причинами этому могут служить следующие факторы:
l сеть перегружена;
l короткие замыкания электро цепи;
l повреждены провода и кабели, что может приводить к перегрузкам и замыканиям.
Прежде всего следует провести диагностику электросети на перегруженность и короткие замыкания. Если ни того, ни другого не выявлено, но выключатель все же отключен, вполне возможен сбой в работе непосредственно автомата защиты.
Как проверить автомат защиты электросети
В самостоятельном порядке можно проверить выключатель следующим образом:
l убедитесь в полной отключении электрического питания щита квартиры;
l затем нужно отключить от питания автоматический выключатель;
l регулируйте рычажок автомата защиты. Его включение и выключение должен сопровождать звучный щелчок;
l не слышите щелчка? Устройство неисправно и нуждается в незамедлительной замене.
Если слышите щелчок, при помощи устройства измерения замерьте уровень сопротивления между клеммами выключателя. Во включенном состоянии уровень должен быть приближен к нулевому показателю. При выключенном автомате защиты показатель должен стремиться к бесконечности. Но стоит учитывать, что даже если проверка дала результат, подтверждающий неисправность выключателя, это еще не говорит о выходе из строя всего устройства в целом, а именно теплового расцепителя автомата.
Вообще стоит помнить, что нередко можно наткнуться и на заводской брак автомата защиты, потому выбирать устройство следует особенно внимательно. Раз велика вероятность приобретения заведомо неисправного аппарата, чего уж говорить о периодическим сбоях в его работе?
К примеру, устройство работало некоторое время, после чего затихло. Результатом этого может быть слишком большая перегрузка сверхтоком. Не стоит отметать и вариант выхода из строя непосредственно защитного автомата — часто именно из-за этого устройство время от времени отключается. Рекомендуем менять автоматический выключатель на новый, перед этим снова произведя замер защитного автомата.
Установить автомат защиты совсем не сложно — скорее наоборот, сделав это самостоятельно, вы убережете себя от надобности поиска неисправности всей электрики жилища.
Приведем простой пример, встречающийся в практике регулярно:
Если к автоматическому выключателю будет подключен электрический прибор, значительно превышающий оптимальную мощность функционирования автомата, тепловой расцепитель непременно срабатывает и размыкает силовой контакт устройства.
А теперь самой важное. Допустим, 16-амперный автомат способен выдержать мощность до 4 кВт. Если мы подключим к нему электрический обогреватель на 3 кВт, устройство не выйдет из строя, потому как мощность в амперах составит не более 14. Но если к этому автомату мы подключим не один, а несколько подобных приборов обогрева, мощность мигом увеличится вдвое, превышая уровень оптимального мощности двукратно. Расцепитель тепла непременно отключит его.
Если поверхность силового контакта изношена, внутренняя часть автомата может очень сильно нагреваться. Это случается по той причине, что переходным сопротивлением нагревается контакт, да настолько сильно, что корпус устройства постепенно плавится. В результате контакт быстро размыкается и после остывания пластика остается в таком некорректном положении. Поэтому в последующем если вы пытаетесь включить автомат, происходит разлом механизма включения и отключения аппарата.
Почему быстро изнашивается силовой контакт? Предпосылками к этому могут быть слишком частые процедуры отключения и включения устройства, даже при оптимальных показателях нагрузки. Автомат защиты сам по себе не предназначается для подобного, выступая в качестве защитного прибора от перегруженности сети и коротких замыканий.
Подобный рабочий режим непременно станет причиной скорейшего износа контактов, возникновению зазоров, а как итог — переходного сопротивления. Иная предпосылка — низкий уровень качества силовых контактов. В данном случае все претензии могут быть направлены только к изготовителю.
Таким образом, можем прийти к простому выводу: следует приобретать не самые дешевые выключатели. Иначе вы рискуете нарваться на быстрый износ контактов даже при нормальных показателях нагрузки. Лучше немного переплатить, чем в последующем тратить солидные суммы денег и личное время на поиск неисправностей электрики квартиры.
Сопутствующие вопросы:
Звоните мы решим все вопросы!
Тел./факс: +7 (812) 466-46-29
Общая почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Технические вопросы: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Электролаборатория: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
График работы: пн-пт с 9:00 до 18:00
Что делать с неисправным устройством
Теперь мы узнали, как проверить усилитель тормозов. Что предпринять дальше? На станции технического обслуживания вам, вероятнее всего заявят, что эту систему целесообразнее поменять на новую. Но неисправное устройство можно либо отремонтировать и отрегулировать, либо в процессе реконструкции заменить некоторые компоненты. И лишь в особых ситуациях замене подлежит весь механизм.
Разобранный вакуумный усилитель тормозов
Вакуумный усилитель тормозов в разборе
Регулировка и ремонт
В ходе регулировки вакуумного помощника производится наладка свободного движения педали тормоза. Для корректного его выставления подгоняем длину штока. Используя регулировочный болт, проверяем зазор/выступ. Важно правильно настроить положение самого болта – это позволит найти точное мгновение открытия/закрытия клапанов.
Ремонт и замена
Негерметичный шланг в автомашине с бензиновым ДВС или насос в дизельном авто нужно поменять. Если ослаблены держатели, их необходимо затянуть. Если износились резиновые прокладки обратного клапана, используем ремонтный набор, предварительно убедившись, что проблема только в них, а другие компоненты ВУТ не повреждены. В принципе, обратный клапан можно заменить на новый, так как стоит он относительно недорого, а его ремонт достаточно трудоемкий.
С более серьезными проблемами, которые обнаружила проверка узла, необходимо обращаться к специалистам. Потратив какую-то денежную сумму, вы будете уверены в безопасности своей и пассажиров. Кроме того, после реконструкции нужно сделать синхронизацию колес при замедлении движения, проверить антиблокировочную систему и систему курсовой устойчивости. А это проводится на стенде диагностики с применением специальных технических средств.