Доступен ли интернет на Кубе для жителей и туристов в 2020 году. Мифы и реальность
Доступен ли интернет на Кубе для жителей и туристов в 2020 году. Мифы и реальность
Многие туристы из России задаются вопросом, есть ли интернет на Кубе и каковы условия его использования? Многие опасаются, что во время поездки на Остров Свободы останутся без связи с родными и своими подписчиками в социальных сетях. И их опасения не напрасны. Дело в том, что на Кубе есть интернет-связь, но она низкоскоростная, дорогая и испытывает давление государственной идеологии. Кубинский интернет не такой свободный и доступный, как привыкли россияне. Исходя из того, что иностранцы могут лишь арендовать местные сим-карты, целесообразно позаботиться о связи заранее. Обо всём по порядку читайте далее в нашей статье о тарифах, условиях и возможностях использования кубинского интернета.
CCS, CHAdeMO, Type2 и другие буквы: разбираем стандарты зарядок
Существует старая шутка о том, что электрический ток берется из розетки. Представим, что это действительно так. Тем более, что для большинства бытовых приборов обычному человеку в жизни действительно достаточно того самого круглого предмета интерьера с двумя или тремя дырочками, в который втыкается вилка.
Но вот вы покупаете электромобиль или хотя бы берете его во временное пользование. И вас ждет новый, удивительный мир зарядных устройств, кабелей и стандартов. Что же, настало время нам помочь вам со всем этим разобраться.
Война токов
Начать, увы, придется с давней, ставшей уже легендарной истории. Со знаменитой войны токов, в которой участвовали Никола Тесла и Томас Эдисон. Именно итоги этого сражения на сотню с лишним лет определили то, как во всем мире устроена электроэнергетика.
Эта борьба свелась к соперничеству двух систем: с использованием постоянного и переменного токов. И победителем вышел именно Тесла, который развивал системы переменного тока, и именно его мы теперь встречаем в розетках.
Вот только любой, абсолютно любой аккумулятор работает на постоянном токе. Его он выдает и, что еще важнее, им и только им он заряжается. Так что первое, что нужно учесть: от переменного тока напрямую вы батарею электромобиля не зарядите. Никак.
Так как же?
Для того, чтобы зарядить электромобиль, вам понадобится зарядное устройство, которое преобразует тот самый переменный ток из бытовой сети в постоянный ток для батареи. Во всех современных электромобилях такие зарядки установлены непосредственно на борту.
И вот что происходит, когда вы подключаете электромобиль к обычной бытовой электророзетке.
Электричество от розетки по проводу проходит через так называемый «кирпич» – устройство, расположенное непосредственно на кабеле и контролирующее вашу домашнюю электросеть дабы не допустить ее перегрузки. Другим концом кабель подключается уже к электромобилю, откуда энергия поступает в бортовое зарядное устройство и оттуда в батарею.
В России электросеть работает при напряжении 220 вольт. Стандартная сила тока, которую пропускает бытовая розетка, составляет 10 или 16 ампер. По простейшей формуле мы можем подсчитать, что на выходе из розетки мощность энергии составляет 2,2-3,6 киловатта.
Далее уже упомянутый «кирпич» урезает мощность еще сильнее. В итоге до батареи доходит 1-2 киловатта энергии. Современные электромобили расходуют 15-20 киловатт-часов на 100 километров пути. Несложно подсчитать, что при мощности зарядки в 2 киловатта на то, чтобы зарядиться только на 100 километров потребуется часов десять. А чтобы полностью наполнить аккумуляторы машины с батареей на 100 киловатт-часов уйдет более двух суток.
Иными словами, зарядиться от бытовой розетки можно, но оооооочень долго.
SAE J1772 и SAE J3068, они же Type 1 и Type2, они же IEC 61851-1 и IEC 62196-2
Запутались в этих бессмысленных хитросплетениях букв и цифр? Понимаем вас. На самом деле речь идет всего о двух типах зарядных разъемов, первом и втором. Есть еще третий тип, но он встречается так редко, что им можно пренебречь.
Оба типа рассчитаны на переменный ток, но позволяют подключать машину напрямую, без всякого «кирпича». Для этого вам понадобится провести выделенную электрическую линию и установить в гараже или на парковке соответствующий разъем, а также защитное устройство. Благо предложений соответствующего оборудования и установки в России уже достаточно.
Первый тип, он же Type 1, в теории способен проводить ток силой до 80 ампер, но обычно встречаются варианты на 32 ампера. Это 7,4 киловатта при 220-вольтном напряжении. На 100 километров вы зарядитесь часа за три, а полностью батарею современного электромобиля можно будет заполнить за 12-14 часов. То есть уже за вечер+ночь.
Разъемы первого типа в свое время получили распространение в Америке и Азии, но до Европы и России толком не добрались. Дело в том, что у них есть один недостаток – они могут быть только однофазными.
Поэтому сейчас более распространен второй тип, Type 2. Он также рассчитан на переменный ток, но может быть подключен как к одной фазе, так и сразу к трем.
Во втором случае мы имеем три фазы по 7,4 киловатта в каждой, итого 22 киловатта в сумме. Именно такие устройства вы видели в зеленых корпусах на тротуарах московских улиц.
На 100 километров пути от такого источника можно было бы напитаться менее чем за час, а часа за четыре полностью зарядить электромобиль с добротной батареей. Но, к сожалению, есть нюанс.
Помните, мы говорили, что батарея сама по себе может заряжаться только постоянным током, причем в случае с электромобилем с напряжением от 400 и более вольт? А не переменным на 220 вольт. И что для преобразования на борту есть зарядное устройство.
Так вот, мощность этих устройств бывает разной. У топовых образцов она достигает тех самых 22 киловатт. Но, к сожалению, таких машин немного. Это «Теслы», топовые версии Audi e-tron… да что-там говорить, даже Porsche Taycan в базе оснащается 11-киловаттной зарядкой, а 22-киловаттная идет только с топ-версиями.
Так как же быстро заряжать электромобили? Сразу постоянным током!
CCS Combo
Пожалуй, это самый распространенный в Европе и в России стандарт разъемов для быстрой зарядки. И самый простой, в том смысле, что все гениальное просто. CCS бывают первого и второго типа, и это все те же Type 1 и Type 2, только с двумя дополнительными коннекторами под плюсовой и минусовой кабели мощного постоянного тока. То есть в один и тот же разъем на электромобиле вы можете воткнуть как кабель Type 2 с переменным током, так и CCS Combo 2 с постоянным током.
Подключаются CCS к стационарным зарядным станциям, эдаким большим трансформаторам, которые делают то же самое, что и бортовые зарядки, но с током существенно большей мощности. И потом подают его на батарею почти что напрямую, минуя бортовое зарядное устройство, но, конечно, не обходя мимо бортовой контроллер.
В CCS используются разъемы, способные пропускать ток силой до 200 ампер, а сейчас появились и 500-амперные версии. Но еще важнее то, что напряжение не ограничено 220 вольтами. Большинство современных электрокаров работают при напряжении примерно в 400 вольт, но все чаще появляются 800-вольтные варианты.
Это, в частности, Porsche Taycan, а также новое поколение электромобилей Hyundai и Kia. Перемножив 500 на 800 мы получаем 400 киловатт разом! То есть полная зарядка батареи на 100 киловатт-часов проходит за 15 минут.
В теории. На практике опять есть свои нюансы. Во-первых, легковые электромобили, способные заряжаться током мощностью более 350 киловатт никто из серьезных автопроизводителей еще не то чтобы не представил, но даже не анонсировал.
Во-вторых, речь идет о пиковой мощности, которую батарея может принимать считанные минуты, а затем контроллер начинает ее ограничивать, дабы не допускать перегрева. То есть на деле средняя мощность зарядки от 0 до 100% будет хорошо если достигать 100 киловатт. Вот почему электромобилей, которые бы действительно полностью заряжались до 100% быстрее чем за час пока по факту не существует (но существуют те, кто заряжается на 50% менее чем за полчаса).
В-третьих быстрая зарядка для батарей попросту вредна. Это скорее экстренная мера для тех, кто действительно спешит, например путешествуя и остановившись пополнить энергию за время обеда. Остальным советуем медленно заряжать машину ночью у дома или днем на парковке у работы.
Наконец, в России быстрых зарядок постоянного тока попросту очень мало. Правда, в правительстве всерьез говорят о том, чтобы строить их больше. И все же пока советуем ориентироваться на 22-киловаттные трехфазные терминалы переменного тока Type 2 и интересоваться мощностью бортового зарядного устройства при выборе электромобиля.
Что еще?
CCS является доминирующим в Европе стандартом, именно его поддерживают поставляемые в Россию новые электромобили. Однако есть еще как минимум два разъема, которые вы встретите на подержанной электротехнике.
CHAdeMO
Этот стандарт был разработан японскими автопроизводителями Toyota, Mitsubishi, Subaru, Honda и Nissan как мировой и появился раньше CCS. Он до сих пор распространен на японских машинах, и тут стоит напомнить, что первым официально поставляемым в Россию электрокаром был Mitsubishi iMiEV, а самой популярной моделью на наших дорогах остается праворульный Nissan Leaf первого поколения. И тот и другой поддерживают кабели CHAdeMO.
В целом, у этого стандарта есть только один очевидный недостаток. Он поддерживает только постоянный ток, то есть для зарядки переменным требуется отдельный коннектор, в то время как в CCS можно воткнуть разъемы Type 1 или Type 2. Это не самый существенный минус, так что пока CHAdeMO окончательно не сдался, хотя как минимум в Европе побеждает CCS.
Tesla Supercharger
Одной из причин успеха компании Илона Маска в свое время стало то, что она взялась не просто выпускать электромобили, но и строить для них сеть зарядных станций, причем в первое время бесплатных. Увы, у этого решения был побочный эффект: Tesla не удержалась от соблазна сделать собственный стандарт зарядных разъемов, чтобы владельцы других электрокаров у них бесплатно не заряжались.
Сейчас компания отработала иной способ идентификации владельцев Tesla при подключении к зарядке, да и бесплатный период закончился, так что необходимости в собственном разъеме нет. Более того, «Теслы» для Европейского рынка давно комплектуются разъемами CCS.
Однако и от своего разъема Tesla до конца не отказывается. Почему? Ну, наверное потому же, почему Apple не переходит на зарядку через стандартные разъемы USB Type C…
Переходники
И последнее. Сейчас на рынке аксессуаров существуют переходники буквально со всего на все. За исключением, само собой, коннекторов переменного постоянного токов. То есть с кабеля Type 2 на CHAdeMO переходника нет, а вот с CCS на CHAdeMO и обратно – пожалуйста.
Есть переходники фирменные, официальные, сертифицированные автопроизводителем. Но как раз такие существуют не на все случаи жизни. Благо на рынке масса предложений от сторонних компаний.
Однако тут нужно всегда помнить, что переходник – это по определению не идеальное решение. Во-первых, мелкие производители не гарантируют вам полной безопасности соединения. Во-вторых, в переходниках всегда будут какие-то потери мощности.
А потому, выбирая себе электромобиль, лучше заранее продумать, где, от каких разъемов и каким кабелем вы станете его заряжать. И позаботиться об установке у себя в гараже или на месте регулярной парковки соответствующего оборудования.
Устройство
Эта вилка, несмотря на внешнее сходство, не соответствует стандарту CEE 7/16: штыри не покрыты изоляцией на половину длины, не сходятся и не пружинят, а провод, видимо, имеет одинарную изоляцию
Штыри евровилки имеют длину 19 мм и диаметр 4 мм. Каждый штырь на протяжении 10 мм от корпуса покрыт изоляцией, диаметр изолированной части — 3,8 мм. Два контакта не параллельны друг другу, слегка сходятся и пружинят; их центры отстоят друг от друга на 17,5 мм на концах и на 18,6 мм у корпуса. Упругость штырей создаёт достаточное усилие для надёжного контакта в розетках любого поддерживаемого типа. Корпус вилки имеет ширину 35,3 мм и толщину 13,7 мм на протяжении 18 мм. По краям корпус имеет скосы под углом 45°.
- надёжный контакт устанавливается только когда вилка вставлена до конца;
- когда вилка вставлена в розетку любого типа, токоведущие части недоступны для прикосновения;
- невозможно вставить вилку таким образом, чтобы один штырь касался токоведущих контактов розетки, а к другому можно было бы прикоснуться (хотя такое включение возможно в некоторые переходники и тройники, изготовленные без учёта норм безопасности).
Евровилки разработаны для маломощных устройств класса II, работающих в домашних условиях и не нуждающихся в защитном заземлении.
Особенность № 4: Валюта и цены
Валюта в Доминикане
Официальной валютой в Доминиканской республике является доминиканский песо. Однако, в туристической зоне вы всегда сможете расплатиться долларами. За один доллар по нынешнему курсу можно купить около 46 песо. А вот евро брать с собой не имеет никакого смысла: курс этой валюты приравнен к доллару, да и вообще, она не распространена на американском континенте. То же касается и рублей. Обменяйте необходимую сумму на доллары перед поездкой: в Доминикане вам будет очень сложно поменть наличные рубли.
Доминиканские ценники: как разобраться?
В магазине вас могут сбить с толку ценники: не всегда бывает понятно, в какой валюте указана стоимость товара, в песо или в долларах, ведь рядом с ценой всегда стоит знакомый нам знак «$»! Вот ключ к загадке: если значок доллара с одной палочкой вместо двух — значит, цена указана в песо. Ну а если же на ценнике нарисован обычный знак доллара (с двумя вертикальными линиями), то и цена, соответственно, указана в долларах.
И еще один ценный совет: не забывайте торговаться, потому что на рынках цены часто завышены.
Расплачиваясь долларами, будьте готовы к тому, что сдачу вам выдадут в песо. Также учтите, что стодолларовые купюры принимают далеко не везде, потому что это самая подделываемая купюра в мире.
Налоги
Казалось бы, зачем обычному туристу в Доминикане беспокоиться о налогах? Дело в том, что в доминиканских ресторанах и барах цена практически всегда указана без учета налога, который составляет 18%. Информацию об этом можно найти внизу каждой страницы меню. Кроме налога, к сумме вашего счета могут также добавить 10% сервисный сбор за обслуживание (по сути, чаевые для официантов). Мы рекомендум обращать внимание на все мелкие надписи в меню или уточнять у официантов, что именно включают указанные цены, чтобы ваш счет за ужин не стал для вас сюпризом.
Переходники
Честно говоря, переходник можно вообще не покупать. В большинстве отелей на рецепшн всегда можно взять его на время под залог. Иногда даже залог не требуется, сотрудник отеля просто записывает номер вашей комнаты, и при выезде потребует его обратно.
Конечно, мы не можем ручаться за качество обслуживания во всех отелях Доминиканы, поэтому все-таки рекомендуем купить переходник заранее.
Переходники для разных стандартов штепселей бывают двух видов. Первые легкие, компактные и дешевые, но предназначены только для определенных форматов штепселей. Вторые универсальные, можно сказать “на все случаи жизни”.
Переходник строго с одного формата на другой вы видите слева на фото. В первую очередь мы рекомендуем купить именно такой. Универсальные переходники большие по размеру и не всегда удобны при использовании. Ценники в магазинах также явно свидетельствуют в пользу такого устройства.
Цены в хозяйственных магазинах на такие модели переходников колеблются от 10 до 1000 рублей. Причина такого разброса цен заключается в редкости этих устройств. Если вам удастся купить его по разумной цене до 30 рублей, то это будет лучшим решением.
Если такой переходник найти не удается, то придется покупать универсальный адаптер, так как они распространены у нас в стране гораздо шире.
На фото справа вы видите самый популярный переходник в России. Он называется “Путешественник” и продается у нас в стране под торговой маркой “REXANT”.
Эта модель очень широко распространена. Такие переходники продают и на строительных ранках, и в хозяйственных магазинах по всей стране.
К сожалению, многие магазины злоупотребляют уникальностью этого товара и поднимают цены. В одном магазине мы видели именно такое устройство в фирменной упаковке с логотипом REXANT по цене 1000 рублей за штуку. Просто ужас.
Рекомендованная розничная цена этого товара на момент написания статьи составляла 220 рублей. Ищите подобные ценники и не переплачивайте “наглым барыгам”.
Этот адаптер мы можем рекомендовать смело, так как сами им пользуемся постоянно во время путешествий. Конечно, он не единственный в своем роде, в магазинах можно найти много других моделей, но смотрите на цены, более 500 рублей даже универсальный переходник стоить не должен.
↑ Решения для батарей и аккумуляторов других размеров и форматов
Внутри поместился маленький электролит 22 мкФ. Питал от этого же БП напряжением 3,7 В без дополнительного диода.
Область применения адаптеров может быть различной. Можно запитывать некоторые детские игрушки, такие как детские ноутбуки, музыкальные инструменты, но только, конечно, не машинки или другие движущиеся игрушки. Количество батареек может быть любым, соответственно ему выбираем напряжение блока питания.
Да, вспомнил. Давно уже делал я вот такую коробочку (19 х 26 х 48) — адаптер для питания MP3-плеера на одной батарейке ААА.
Здесь «батарейка» — футлярчик от тонких графитовых стержней. Схема аналогичная:
Коробочка в действии:
Ещё одно применение. Моя тёща — гипертоник. Ей приходится очень часто измерять давление электронным тонометром, она практически не расстаётся с ним. А при частом использовании батарейки быстро садятся. Я сделал ей адаптер из 2-кубовых шприцов (соответствуют размеру батареек ААА).
В качестве блока питания я взял старое зарядное устройство от Sony Ericsson c выходным напряжением 5 В. Внутри одного из шприцов разместил три последовательно соединённых диода. В сумме падение напряжения на них получается около 2 В. Шприцы между собой я просто смотал скотчем. Теперь тёща, когда находится дома, пользуется моим адаптером, а когда рядом нет розетки — вставляет батарейки, на которые теперь уходит меньше денег.
Тестер для розеток
Срок службы бытовой техники и электроники зависит напрямую от того, насколько соответствует напряжение энергосети тому, что требуется для нормальной ее работы. Обычно для проверки используется тестеры, но есть вариант лучше – специальный прибор для тестирования бытовых розеток.
Он располагает большим экраном, на который в наглядном виде выводится результат, и невысокой ценой. Тестер позволят понять, есть ли заземление, так же он меряет уровень и частоту напряжения. Заказать тестер можно всего за 676 рублей.