Защита электропроводки: предохранитель или автоматический выключатель
Защита электропроводки: предохранитель или автоматический выключатель?
Предохранители и автоматические выключатели являются аппаратами защиты, автоматически отключающими защищаемую электрическую цепь при ненормальных режимах.
Предохранители применяют для защиты электроприемников, проводов и кабелей от токов КЗ. Они также могут защищать от значительной перегрузки, если все элементы защищаемой сети будут иметь пропускную способность не менее чем на 25 % выше тока плавкой вставки. Поскольку предохранители выдерживают токи на 30…50 % выше номинальных токов плавких вставок в течение одного часа и более, то при токах, превышающих номинальный ток плавких вставок на 60 — 100 %. они плавятся за время, меньшее одного часа.
Конструктивно предохранитель представляет собой патрон, в котором крепится плавкая вставка, являющаяся искусственно ослабленным звеном в электрической сети.
В большинстве предохранителей перегоревшие плавкие вставки заменяются на новые.
Особенности применения рубильника РПС
Открытое исполнение рубильника РПС во многом обусловило и степень защиты устройства от внешних факторов, которая имеет IР00:
- • устойчивость к вибрациям — не более 35 Герц;
- • среда использования должна иметь низкую концентрацию пыли, влажности и прочих летучих веществ в воздухе, которые могут негативно воздействовать на металл и изоляционное покрытие рубильника;
- • запрещается применения устройства в условиях повышенных вибраций и высоких ударных нагрузок;
- • устройство может быть установлено только в вертикальном положении, при этом угол отклонения не превышает 5 градусов.
Расположение блока предохранителей
А – Блок предохранителей;
Б – Стандартный релейный блок;
C – Распределительная коробка в салоне;
D – Распределительная коробка моторного отсека.
Блок предохранителей
Он расположен под водительским сиденьем.
Стандартный релейный блок
Он находится за бардачком.
Распределительная коробка пассажира
Он находится за бардачком.
Содержание
Принципы работы плавкого предохранителя [ править | править код ]
В плавких предохранителях в качестве разрушаемого экстратоками токопроводящего элемента применяются чистые металлы (медь, цинк, свинец, железо и др.) и некоторые сплавы — (ковар, сталь и др.).
Все чистые металлы и практически все металлические сплавы имеют положительный температурный коэффициент электрического сопротивления, то есть при повышении температуры сопротивление плавкого элемента увеличивается. Именно положительный температурный коэффициент сопротивления обуславливает защитные свойства плавкого предохранителя. При токах ниже защитного номинального тока тепло, выделяемое в плавком элементе, стационарно рассеивается в окружающую среду. При этом температура плавкого элемента устанавливается немного выше температуры среды. При токах свыше номинального тока в плавком элементе развивается тепловая неустойчивость — повышение температуры ведёт к увеличению активного сопротивления плавкого элемента, что вызывает ещё больший разогрев его, так как мощность на ветви в последовательной электрической цепи есть I 2 ⋅ R .
Также важным электрическим параметром плавкого предохранителя, помимо номинального тока, является так называемый параметр защиты, определяемый по время-токовой характеристике.
Экспериментально установлено, что область токов, вызывающих «сгорание» плавкого предохранителя лежит выше линии на графике в декартовых координатах ток — время срабатывания (сгорания, разрыва цепи), уравнение этой линии приближённо удовлетворяет условию
В профессиональных спецификациях на предохранители параметр k
Конструкции плавких предохранителей и их держатели [ править | править код ]
Основными элементами предохранителя являются: плавкая вставка (плавкий элемент), корпус, в который устанавливается плавкая вставка и которая может заменяться при перегорании (у предохранителей на малые токи плавкая вставка не сменная, конструкция является одноразовой, и при срабатывании производится замена целиком предохранителя в держателе), контактная часть, дугогасительное устройство и дугогасительная среда.
Плавкая вставка внутри патрона помещается в специальную дугогасящую среду (например, кварцевый песок), которая при сгорании плавкой вставки интенсивно охлаждает и деионизирует электрическую дугу, не давая выйти плазме наружу через корпус. У некоторых типов предохранителей корпус изготавливается из газогенерирующего материала (например, фибры), под тепловым действии дуги происходит интенсивное газовыделение, образующиеся газы способствуют гашению дуги внутри корпуса.
В предохранителях на малые токи плавкие вставки могут иногда помещаются в среду инертных газов в герметичном корпусе (для исключения окисления плавкой вставки со временем: находящаяся под током плавкая вставка нагревается, и интенсивнее происходит процесс окисления).
Предохранители для защиты полупроводниковых приборов (быстродействующие) имеют дополнительные элементы конструкции для ускорения срабатывания: при этом разрыв электрической цепи внутри предохранителя производится электродинамическими силами и натянутыми пружинами. Ускорение срабатывания предохранителя производится также с использованием металлургического эффекта.
Различается номинальный ток плавкой вставки и номинальный ток патрона (для одного патрона выпускаются несколько номиналов вставок одинакового габарита и на разный ток).
Разновидности предохранителей [ править | править код ]
Разрушающийся защитный элемент плавкого предохранителя или некоторую сменную конструкцию с этим элементом обычно называют вставкой. Сменная вставка заменяется на новую после её сгорания.
Для защиты электрических цепей устройствами неоднократной защиты экономически целесообразно применять автоматические выключатели — восстанавливающие электрическую цепь манипуляцией (автоматические выключатели).
В слаботочных низковольтных цепях применяются самовосстанавливающиеся предохранители.
Предохранители и блоки реле для Ford Transit Connect (2010-2013) со схемами и описанием
Схема блока предохранителей (расположение предохранителей), расположение и назначение предохранителей и реле Ford Transit Connect (2010, 2011, 2012, 2013).
Проверка и замена предохранителей
Предохранители и автоматические выключатели защищают электрическую систему вашего автомобиля от перегрузки. Если электрические части в вашем автомобиле не работают, возможно, система была перегружена и перегорел предохранитель или сработал автоматический выключатель. Перед заменой или ремонтом любых электрических деталей проверьте соответствующие предохранители или автоматические выключатели.
Чтобы проверить предохранитель, посмотрите на серебристую полосу внутри предохранителя. Если лента сломана или расплавлена, замените предохранитель.
Уведомление
- Перед заменой предохранителей убедитесь, что ключ был вынут из замка зажигания и что все службы выключены и / или отключены.
- Всегда отключайте аккумулятор перед обслуживанием сильноточных предохранителей.
- Всегда заменяйте предохранитель на предохранитель с указанной номинальной силой тока. Использование предохранителя с более высоким номинальным током может привести к серьезному повреждению провода и вызвать возгорание.
- Никогда не заменяйте сломанный предохранитель чем-либо, кроме нового предохранителя. Всегда используйте исправный предохранитель одного цвета.
- Если предохранитель снова перегорит, обратитесь в квалифицированный сервисный центр.
Блок предохранителей в салоне
Левый руль: панель предохранителей и блок реле расположены за крышкой слева от руля.
Правый руль: панель предохранителей находится за перчаточным ящиком.
- A) Этикетка с таблицей предохранителей
- Б) Предохранители
№ | А | Защищенный компонент |
---|---|---|
1 | 15 | Стандартный электронный модуль (GEM) (аварийные сигнальные лампы) |
2 | 5 | Переключатель наружного зеркала заднего вида |
3 | 10 | Выключатель главного света, стандартный электронный модуль (GEM) |
4 | — | — |
5 | — | — |
6 | 10 | Выключатель света, дневные ходовые огни (ДХО) |
7 | 15 | Стандартный электронный модуль (GEM), звуковой сигнал / аккумуляторная батарея |
8 | 7,5 | Модуль управления аудиосистемой (ACM), радио, комбинация приборов (IC), модуль системы контроля давления в шинах (TPMS) |
9 | 10 | 2011-2013: Реле фонарей заднего хода |
10 | 20 | Электропитание зажигания, разъем блока (такси) |
11 | — | — |
12 | 10 | 2009-2010: Главный выключатель света. |
7,5 | 2011-2013: Выключатель главного света, передние / задние противотуманные фары. | |
10 | 2011-2013: Выключатель главного света, передние / задние противотуманные фары, передние форсунки с подогревом | |
13 | 15 | Переключатель положения педали тормоза |
14 | 15 | Прикуриватель (передний) |
20 | Прикуриватель, передняя розетка | |
15 | 10 | Электропитание зажигания, разъем блока (такси) |
16 | — | — |
17 | 20 | Реле переднего стеклоочистителя, стандартный электронный модуль (GEM), электродвигатель стеклоочистителя |
18 | 15 | 2011-2013: Реле передних противотуманных фар. |
10 | Передние сиденья с подогревом | |
19 | 7,5 | Стандартный электронный модуль (GEM), комбинация приборов (IC), рециркуляция |
20 | 10 | Разъем блока (такси), питание зажигания / аккумулятор |
21 год | — | — |
22 | 15 | Модуль управления аудиосистемой (ACM), модуль распознавания речи (SRM), радио, модуль Bluetooth / голосового управления |
23 | 7,5 | Выключатель кондиционера, модуль системы помощи при парковке (PAM) |
24 | 7,5 | Реле освещения салона, экономия заряда аккумулятора |
25 | 15 | Выключатель фонарей на крыше такси |
26 | 10 | 2011-2013: Экономия заряда батареи |
27 | 7,5 | Задний правый габаритный фонарь, задний правый фонарь в сборе, правый передний габаритный фонарь, правая фара в сборе |
28 | 7,5 | Лампы для номерных знаков |
29 | 10 | Выключатель главного света, датчик дождя |
30 | 20 | Вспомогательный двигатель вентилятора |
31 год | — | — |
32 | 7,5 | Модуль антиблокировочной тормозной системы (ABS), ESP, модуль датчика угла поворота рулевого колеса |
33 | 7,5 | Модуль системы классификации пассажиров (OCSM), индикатор отключения подушки безопасности пассажира (PAD), модуль управления удерживающими устройствами (RCM) |
34 | 20 | Стандартный электронный модуль (GEM), дверной замок с электроприводом, реле отпирания задней двери |
35 год | 20 | 2011-2013: Модуль системы контроля давления в шинах (TPMS) |
36 | — | — |
37 | 25 | Передние электрические стеклоподъемники, переключатель управления главным стеклоподъемником, реле опускания окон в одно касание |
38 | 7,5 | Выключатель обогревателя заднего стекла / обогреваемых зеркал |
39 | 10 | Дневные ходовые огни, стояночные огни, лампа номерного знака |
40 | 15 | Силовая установка |
20 | Вторая точка питания | |
41 год | — | — |
42 | — | — |
43 | 10 | 2011-2013: Реле заднего правого поворота |
44 | 10 | 2011-2013: Реле левого заднего поворота |
45 | 15 | 2009-2010: Задняя розетка |
20 | 2011-2013: Задняя розетка, розетка задней центральной консоли, ручная мойка Transco | |
46 | 7,5 | Задний левый габаритный фонарь, задний левый фонарь в сборе, передний левый габаритный фонарь Левая фара в сборе |
47 | — | — |
48 | — | — |
49 | 25 | Решетки оттаивания заднего стекла |
50 | 7,5 | Стандартный электронный модуль (GEM), комбинация приборов (IC), пассивный противоугонный трансивер, модуль системы контроля давления в шинах (TPMS), камера заднего вида, зеркало дисплея камеры заднего вида, педаль акселератора |
51 | 20 | Общий электронный модуль (GEM), переключатель стеклоочистителя / омывателя, электродвигатель заднего стеклоочистителя |
52 | — | — |
53 | — | — |
Реле | ||
R1 | — | |
R2 | — | |
R3 | — | |
R4 | Внутренний свет | |
R5 | Передний дворник | |
R6 | Прерывание ближнего света | |
R7 | Обогрев заднего стекла | |
R8 | 2011: Экономия заряда батареи | |
2011-2013: Зажигание | ||
R9 | Разблокировка задней двери | |
R10 | 2011-2013: Передняя противотуманная фара. | |
Вспомогательный двигатель вентилятора | ||
R11 | Двигатель вентилятора | |
R12 | 2011-2013: Экономия заряда батареи | |
R13 | — |
Блок предохранителей в моторном отсеке
Блок распределения питания расположен в моторном отсеке. В распределительной коробке установлены сильноточные предохранители, которые защищают основные электрические системы вашего автомобиля от перегрузок.
Примечание. Чтобы снять крышку блока распределения питания, сначала необходимо снять зажим отрицательного кабеля аккумулятора. Потяните за зажим, чтобы отсоединить его от батарейного отсека.