Elektrikoff09.ru

Журнал "Электросети"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Провода для монтажа лампового усилителя

Процесс строительства лампового усилителя 6н9с + 6п36с. Часть 2.

В данной статье будет описан процесс строительства Двухтактного лампового усилителя 6н9с+6п36с с фиксированным смещением .

Схемы и пояснения по ним смотрите в Части 1 .

Версия 2.0

После долгих примерок, и пробных установок разных блоков и трансформаторов, первой сборки на трансформаторе ТСШ-130 место которого занял новый, изготовленный-намотанный на заказ ТС, и 12 вольтового тс из какого-то телевизора, который был заменен на ТН-55 , были размечены, выпилены и просверлены соответствующие монтажные и технологические отверстия для новой сборки.

Небольшое видео с поэтапным добавление блоков на шасси.

Рама и сетевой фильтр.

Получившееся из системного блока шасси, после долгих и мучительных примерок и подгонок всех блоков. Оно было оголено почти полностью, после сборки первой версии. Хочу заметить, что видимо, это не самая лучшая идея использовать «системник» в роли корпуса, но возможно я ошибаюсь, потому что изготавливать шасси с «ноля» мне еще не приходилось.

Плата фильтра от постоянного напряжения (смотрите блок_3 на схеме ), после ее сборки было решено добавить на нее индикаторы присутствия этого «злополучного» постоянно напряжения в сети, поэтому пришлось дорезать дорожек и добавить перемычек.

Честно сказать, немного сомнительный фильтр, но вычитав о нем в интернете когда то ранее, решил, что для полного набора не помешает.

Ниже уровнем, (платы фильтров расположились как сандвич друг над другом) установлена доработанная плата сетевого фильтра, взятая из старого компьютерного БП (вроде бы АТ) , в ней заменены конденсаторы на более высоковольтные и добавлена схема «индикатора фазы», светодиоды которой выведены на лицевую панель. Схему фильтра смотрите в блоке_4.

Трансформаторы

Выходные звуковые трансформаторы (ТВЗ)

ТВЗ включены в ультралинейном режиме, смотрите схему усилителя блок_9. На их рамы установлены дополнительные стальные экраны (остались очень хорошо подходящие для этого обрезки от корпуса) со стороны сетевого фильтра, для защиты от наводок сетевого переменного напряжения. В свободном пространстве рам ТВЗ расположилась часть конденсаторов блока питания, в непосредственной близости с клеммами анодного напряжения приходящего на трансформаторы. (в схеме я это изобразил, смотрите блок_9). Звуковые выходы распаяны двумя максимально короткими медными жилами диаметром около 1.8 мм каждая.

Параметры ТВЗ

Изготовлены на железе от ТС-250

На каждой катушке по 3 секции первичной обмотки.
Каждая секция состоит из 4 слоев по 180 витков проводом 0.315 .
На одной катушке половина анодной обмотки состоящая из 2160 витков.
Вся первичная обмотка получается 4320 витков.

У вторичной обмотки на каждой катушке по 2 секции по 218 витков проводом.
В каждой секции 2 слоя по 109 витков.
Все 4 вторичные обмотки соединяются параллельно и намотаны проводом 0.7

Итого для нагрузки 4 ома получаем Raa=4*(4320/218)^2=1550 Ом если добавить сюда активное сопротивление всей первичной обмотки (примерно 170 Ом) будет 1.7-1.75кОм.

Силовой анодный трансформатор

Смотрите блок_2 на схеме .

Изготовлен на железе от ТС-180

Анодная обмотка с шагом — 280-290-300-310-320 в, обмотка смещения — 80 в

Одет в кожух по бокам, вырезанный из корпусов старых ATX БП, наружу выведены клеммы первичных и вторичных обмоток. Снизу и сверху оставлено пространство для вентиляции.

Накальный трансформатор ТН-55 и накал ламп.

На фото попал первый вариант регулятора громкости, но в последствии этот ужасный хрипучий СП-III-0,5/1-100+100 кОм-20%, был заменен на 2 раздельных ПП3-40 20кОм.

ТН разместился очень компактно в нише передней части, рядом с выключателем питания и блоком индикаторов, и спрятался за стальными экранами от лампового предварительного каскада усилителя.

Во время первых запусков обнаружился слабый фон в одном канале, он меня не устраивал, и его причина была найдена в способе распайки проводов накала. (Об этом я писал в части 1)

Читайте так же:
Сила тока led ламп
Предварительный усилительный каскад.

Выполнен навесным монтажом в виде отдельных шасси, идентичных для левого и правого канала. На каждом шасси разместились схемы ( схема отображенная в блоке_7) в основе которых по две октальных лампы 6н9с, образующих SRPP каскад. Позади ламп находятся подстроечные резисторы R23 и R31 для настройки усилителя по переменному напряжению. Изготовление этих шасси принесло дополнительных трудностей, но с другой стороны, это обеспечило возможность сделать очень плотный качественный навесной монтаж элементов. А при случае необходимости их можно полностью извлечь и получить удобный доступ к деталям, для каких либо доработок или изменений, а так же, например, заменить на другой блок.

Первый вариант монтажа, в версии 2.0 он немного изменен.

Изоляторы из стеклотекстолитовых шайбочек.

Эти изоляторы пришлось изобретать , так как ни чего другого на тот момент под рукой не оказалось. Такая конструкция может быть многоэтажной. Шайбы изготовил с помощью немного доработанных перьевых свёрл. На данном фото бутерброд из 5 шайб, внутри есть шайбы меньшего диаметра для изоляции от болтика, а последняя имеет внутреннюю резьбу м3. На внутренние шайбы оборачиваются медные луженые проволочки, и выполняют роль опорных элементов для распайки радиодеталей.

Есть и другой вариант изготовления таких шайб , а так же, можно использовать пластиковые шайбы для крепления корпусов TO-220.

Вид на «подвал» усилителя.

Оконечный выходной каскад усилителя.

Эти схемы ( смотрите блок_8) тоже смонтированы на двух идентичных шасси навесным монтажом, в основе которых по 2 лампы 6п36с. Керамические панельки ПЛ24Ш-2К для этих ламп были добыты из старых ламповых телевизоров. Шасси изготовилось из 2 одинаковых корпусов компьютерных БП (часть от этих же корпусов стали кожухом для ТС). Выходные лампы довольно мощные и сильно нагреваются, и для того чтобы тепло от них не разбегалось на корпус, было насверлено не мало отверстий с помощью ступенчатого сверла. Очень удобно и просто этим же сверлом были проделаны большие аккуратные отверстия под панельки.

«Подвал» в процессе сборки.

Завершающий этап монтажа.

На кожухах, закрывающих ТВЗ, расположились платы блоков питания.

Мосфетам «электронных дросселей» нужно хорошее охлаждение, поэтому сделал не сложный радиатор на задней стенке, с ней они соприкасаются через двойную изоляцию и алюминиевый теплоотвод толщиной 4 мм. На радиаторах этих мосфетов около 350 вольт, поэтому с изоляцией нужно быть очень внимательным.

Анодных колпачков для ламп 6п36с я не нашел, но для этого неплохо подошли контакты из каких то старых евророзеток, в дальнейшем планирую переделать эти контакты на держатели для предохранителей и с их помощью жестко фиксировать лампы к корпусу.

Толстенный проводник, желто-зеленого цвета, общий контакт всей схемы — медная жила диаметром 2.3 мм. Последовательность соединения со всеми блоками указана на топографической схеме .

Весь монтаж произведен проводами, всё от тех же компьютерных блоков питания — это прочные качественные провода, которые отлично выдерживают высокое напряжение и температуры. Проводники несущие переменное напряжение скручены в «косички» — витые пары.

Платы блоков питания.

На фото два конденсатора, в последствии заменены на перемычки (последствия переделки первой версии усилителя).

Схемы этих плат находятся в блоке_1. Платы изготовлены самостоятельно, отдельными для левого и правого канала, почти идентичными в «зеркальном отражении» другу друга. Решив играть по своим правилам, расположил элементы схемы выпрямителей анодного питания и питания «смещения» выходных ламп, «электронные дроссели» и делитель напряжения для подпорки накала, сразу с двух сторон платы очень компактным монтажом.

Подстроечным резистором задается оптимальное напряжение, до наступления уровня фона, на выходе «электронного дросселя», об этом подробнее в части 1.

Читайте так же:
Проходной выключатель для трех лампочек

Большой электролитический конденсатор закреплен проводом (желтым) впаянным в плату.

Вид снизу и сверху.

Внешний вид корпуса усилителя.

На данный момент не завершен, когда нибудь я доберусь до него и обязательно здесь появится об этом отчет с фотографиями.

Однотактные и двухтактные ламповые усилители

Прежде, чем перейти к рассмотрению преимуществ этих устройств, стоит разобраться в специфике их классификации. И в этом плане первым пунктом является их разделение на две большие группы – однотактовые и двухтактные приборы.

Ламповый усилитель мощности

Однотактный ламповый усилитель отличается простотой конструкции и имеет всего два усиливающих компонента (два каскада усиления). Они стимулируют увеличение как положительной, так и отрицательной полуволн звукового сигнала. В итоге на выходе из прибора такой конструкции звук приобретает высокую прозрачность и практически не имеет постороннего окрашивания. Однотактовые модели на лампах принадлежат к классам усиления А1 и реже – А2.

Двухтактный ламповый усилитель конструктивно существенно сложнее и функционирует чуть иначе. В таких устройствах каждый последующий каскад увеличивает только одну полуволну – либо отрицательную, либо положительную. Такие приборы работают в целом ряде классов усиления — А1, А2, АВ1, АВ2, В1 и В2. Для новичков, формирующих свою первую аудиосистему, как правило рекомендуется обратить внимание на модели с выходных каскадов с режимами А1 и АВ1 как более производительные и доступные по цене.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Всё большую популярность набирают усилители на лампах. Достоинством ламповых усилителей является качество звука. Звук усиливаемый ламповым усилителем получается мягким по сравнению с усилителем на биполярных транзисторах.

Предлагаемая схема усилителя мощности низкой частоты А.Баева отличается тем, что она собрана из широко распространенных радиодеталей, схема отработана и легко настраивается.

Усилитель развивает максимальную выходную мощность 30 или 60 Вт в зависимости от того, сколько ламп работает в выходном каскаде (две — 30Вт или четыре — 60Вт).

Ламповый моноусилитель предназначен для совместной работы с электромузыкальными инструментами, микрофоном, звукоснимателем, магнитофоном, радиоприемником, CD/DVD-проигрывателем и т.п.

В комплект устройства входят усилитель НЧ и две звуковые колонки.

Электрическая схема усилителя хорошо отработана и при повторении легко налаживается с помощью одного мультиметра.

Технические характеристики лампового усилителя

  • усилитель развивает максимальную выходную мощность 30 или 60 Вт в зависимости от того, сколько ламп работает в выходном каскаде (две или четыре);
  • полоса воспроизводимых частот 30—18 000 Гц;
  • нелинейность частотной характеристики не более 3 дБ;
  • чувствительность в режиме работы «Микрофон» порядка 5 мВ, а в режиме «вход НЧ»— 150 мВ;
  • питание усилителя от сети

Описание работы схемы усилителя

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Принципиальная электрическая схема усилителя НЧ.

Микрофонный усилитель собран на левом триоде лампы Л1. С нагрузки этого каскада через конденсатор С1 и переключатель «Микрофон-звукосниматель» (В1) сигнал поступает на сетку правого триода Л1. В цепь катода (R9) второго каскада подается сигнал отрицательной обратной связи с выхода УНЧ (резисторы R42, R43 и конденсатор С21). Таким образом, весь усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью, значительно снижающей нелинейные искажения.

Анодные цепи лампы Л1 питаются через развязывающие фильтры С2 R4 и С7 R17, уменьшающие фон переменного тока и предотвращающие паразитную связь между каскадами. После каскадов предварительного усиления включены цепи регулировки тембров по низшим и высшим звуковым частотам.

После цепей регулировки тембров сигнал поступает на третий каскад усиления, собранный на левом триоде лампы Л2. Анод левого триода Л2 непосредственно подключен к сетке правого триода этой же лампы, на котором собран фазоинвертор с разделенной нагрузкой, который по сравнению с самобалансирующимися фазоинверсными каскадами имеет лучшую характеристику.

Особенностью оконечного каскада является то, что в целях уменьшения выходной мощности и повышения экономичности усилителя имеется возможность отключения двух выходных ламп (Л5 и Л6) переключателем В3.

Оптимальным считается режим работы выходного лампового каскада с трансформаторным выходом, когда соблюдается условие, выраженное формулой:

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Таким образом, при отключении двух ламп сопротивление нагрузки оконечных ламп (Ra) увеличится в два раза, следовательно, и сопротивление нагрузки (Rн) должно увеличиться в два раза; в этом случае для создания оптимального режима работы выходного каскада следует отключить одну звуковую колонку.

В нашем случае это условие выполняется: сопротивление двух звуковых колонок, включенных параллельно, составляет 14 Ом, а одной —28 Ом.

Для обеспечения постоянства режима работы усилителя по высокому напряжению при уменьшении мощности выходного каскада тем же переключателем В3 переключаются резисторы R39 и R40.

Конденсатор С21 в цепи обратной связи предназначен для устранения возбуждения усилителя на частотах выше 20 кГц и выравнивания частотной характеристики на высших звуковых частотах.

Оптический индикатор, собранный на лампе 6Е5С, служит для контроля за уровнем выходного сигнала и индикатором готовности усилителя к работе.

Выпрямитель анодного напряжения собран по мостовой схеме на диодах Д2 — Д9 с RC фильтрами. Отрицательное смещение на управляющие сетки ламп выходного каскада поступает с однополупериодного выпрямителя на диоде Д10.

Монтаж лампового усилителя

Усилитель НЧ собран в металлическом корпусе, окрашенном молотковой эмалью. На задней, нижней и верхней стенках корпуса имеются отверстия для вентиляции. Основная часть деталей смонтирована на металлическом выдвижном шасси из дюралюминия толщиной 2 мм; некоторые детали размещены на передней панели.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Размещение основных деталей на шасси

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Внешний вид усилителя со снятым кожухом

По своему желанию можно собрать усилитель в корпусе другого типа, размера и расположения деталей.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Ламповый усилитель 60Вт своими руками Ламповый усилитель 60Вт своими рукамиЛамповый усилитель 60Вт своими руками

В каждой звуковой колонке мощностью 24 В*А установлено по 6 громкоговорителей типа 4ГД-28, соединенных последовательно и синфазно. Размеры звуковых колонок 800 X 530 X 220 мм.

Конечно, Вы можете использовать свои типы динамиков, тогда и размеры корпуса будут другие.

Если усилитель будет использован с другими звуковыми колонками, сопротивление звуковых катушек громкоговорителей в которых существенно отличается от приведенных в данной статье.

Тогда следует воспользоваться данными, приведенными в таблице, ниже.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

В этой таблице указано число витков вторичной обмотки трансформатора в зависимости от сопротивления нагрузки для выходных каскадов, собранных по схеме на двух или четырех лампах 6П3С.

Обмотки трансформаторов для уменьшения рассеивания электромагнитных полей экранированы. Конструктивные данные трансформаторов приведены в таблице, ниже.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Расположение обмоток выходного трансформатора показано на рисунке, ниже.

Ламповый усилитель 60Вт своими руками

Фронтальные доски колонок выполнены из фанеры толщиной 20 мм, а боковые и задние стенки из фанеры толщиной 10 мм. Внутренние стенки колонки оклеены войлоком.

Последовательное соединение громкоговорителей в колонках даёт получение более широкой резонансной области с максимальным излучением и улучшения отдачи на низших звуковых частотах.

Налаживание лампового усилителя

Налаживание усилителя в основном заключается в проверке и установке режимов работы радиоламп в соответствии с указанными на принципиальной схеме.

После окончательной проверки монтажа включают питание и проверяют правильность подключения вторичной обмотки выходного трансформатора.

Если усилитель возбуждается, следует поменять местами выводы вторичной обмотки.

Затем с помощью потенциометра R35 устанавливают напряжение (—38 В) на управляющих сетках ламп выходного каскада.

После этого проверяют режимы работы всех остальных каскадов. В случае их отклонения от нормы более чем на 10% необходимо проверить номиналы резисторов и исправность конденсаторов.

В последнюю очередь потенциометром R42 устанавливают величину отрицательной связи, руководствуясь тем, что при очень глубокой связи возможно возбуждение УНЧ на ультранизких частотах, а при малой связи за счет большего коэффициента усиления появляется повышенный фон переменного тока.

Литература: «В помощь радиолюбителю», вып.48., 1975г.

Я выбрал советские лампы и китайскую сборку

Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х — цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.

Преимущество этой схемы — невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора — лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».

К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.

Каким должен быть межблочный кабель?

межблочный кабель

Максимально качественным, который вы можете себе позволить. Разъемы должны быть сделаны из надежного материала, которые бы не сломались после нескольких включений, а сам кабель — хорошо экранированным, так как именно «межблочник» сильнее всего ловит наводки.

Кстати, межблочный кабель — самый дорогой из всей проводки, нужной для подключения сабвуфера и усилителя. Некоторые любители автозвука сами делают межблочные кабеля. Это не так сложно, как может показаться. Нужно купить разъемы, качественный кабель и правильно все это спаять. Инструкцию можно найти в статье «Межблочный кабель своими руками» на нашем сайте.

Межблочный кабель, при размещении усилителя в багажнике, нужен длиной около 4-5 метров. Лучше будет, если перед покупкой вы померяете рулеткой нужное расстояние. Не надо рассчитывать впритык, но и большого запаса тоже делать не стоит.

↑ Конструкция выходного звукового трансформатора

Трансформатор намотан на ПЛ железе. Толщина навивки ленты — 20 мм, ширина ленты — 30 мм. Размеры окна 60 мм на 20 мм. Первичные обмотки намотаны проводом диаметром 0,17 мм, вторичные — 0,5 мм. Транформатор состоит из двух одинаковых катушек, порядок намотки на каждой катушке следующий: _______ каркас _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ 90 вит Ø 0.5 Секция А _______ бумага _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ 45 вит 2 x Ø 0.5 (мотать в два провода) Секция Б _______ бумага _______ бумага _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ 90 вит Ø 0.5 Секция В _______ бумага _______ 250 вит Ø 0.17 _______ калька _______ 250 вит Ø 0.17 _______ бумага _______ бумага _______ Картон с выводными ламелями _______ лакоткань
Всего первичная обмотка получается 2×2000 витков. В качестве межобмоточной изоляции использовалась обычная упаковочная бумага. Она оказалась довольно плотной и жесткой. При работе на нагрузки 4 и 16 Ом используются секции А, В, а на 8 омную нагрузку секции А, В и Б Порядок соединений секций первичной и вторичной обмоток показан на следующем рисунке.

Соединение секций выходного трансформатора

Слева приведена схема соединений секций первичной обмотки, справа — вторичной для 8 омной нагрузки. Н1а, К1а — начало и конец первой секции первичной обмотки на одной катушке, Н1b, К1 b, — начало и конец первой секции первичной обмотки на второй катушке. Для вторичных обмоток — 1а и 3а соответсвенно секции А и В. А 2а — секция Б.

Борьба с фоном и свистом в ламповом гитарном усилителе

Борьба с фоном и свистом в ламповом гитарном усилителе

Итак, Вы собрали Ваш первый ламповый усилитель (как и я), и он фонит! Ну или гудит, свистит, шепчет, пощелкивает, разговаривает… Для начала разберемся в причинах шумов.

Источники шума и фона в гитарном усилителе

Главная причина человеческих ошибок – человеческая же глупость.

И самый лучший вариант, это когда ваш усилитель (или примочка) немного шумит при выкручивании гейнов и громкости на максимум. Это так называемый ламповый шум, его издают сами лампы, и ничего с этим мы поделать не сможем.

Гудение на частоте 50-100 герц (Ууууууууу…). Печальный вариант, вызван плохим питанием (говорила вам мама, кушай кашу), точнее плохой фильтрацией питания. Частенько проявляется у всех.

Свист гитарного усилителя.

Еще более печальный вариант, вызван тем, что где-то у вас в схеме выход каскада (или, как часто бывает, самой примочки) соединен с входом, обычно вызван плохим стиранием флюса после пайки.

Просто гудение – одна из форм свиста описанного выше, но иногда бывает из-за плохой разводки земли.
Шепот — тихое пощелкивание, или потрескивание, непонятно из-за чего проявляется, у меня был вызван некачественными панельками под лампы, так же, не стоит забывать про собственные шумы лампы.

Разговор – Congratulation. Вы нарвались на радио «Маяк», единственное радио от которого сложнее избавится чем поймать. Одна из моих отверток воткнутая в вход примочки успешно его ловит, причем качественно! Также его потихоньку ловит моя гитара, после того как я поставил в нее S.A.G.E. Причина ловли радио – отсутствие корпуса или неправильная разводка земли.

Важно: Если при выкручивании ручки громкости на гитаре в ноль у вас исчезает фон – ничего из написанного ниже вам не поможет, источник фона – в гитаре.

Устранение фона лампового усилителя. Почему фонит усилитель?

Итак, начнем с гудения, возникающего от цепей питания. Если вы питаете накал ламп переменным током – можно добавить пару сопротивлений по 100 ом между каждым проводом и землей, так называемая искуственная средняя точка, или использовать для этих целей потенциометр на 200 ом, при этом, вращая его нужно найти положение, при котором фон будет менее слышным.

Также, может понадобится фильтрация анодного питания. Для этого достаточно собрать фильтр из двух конденсаторов и резистора или дросселя, как правило этот вариант и применяется в серийно выпускаемых ламповых усилителях.

Следующим пунктом, кратко опишу основные методы борьбы со свистом.

Внимательно проверьте монтаж (кстати это первый пункт во всех рецептах снижения фона) а также тщательно ацетоном смойте флюс (а это второй пункт), больше ничего подсказать не могу.

При досаждающих пощелкиванияхшипении — тщательно проверьте панельки, покачайте лампы. Если при покачивании фон пропадает – поменяйте панельку на новую. Если есть лампы в запасе — попробуйте временно поставить другие лампы для проверки.

Гитарный усилитель ловит радио что делать?

Когда усилительпедаль начинает ловить радио — поставьте конденсатор 10 – 100 пФ с входа устройства на землю, и заэкранируйте свою примочку.

И от себя добавлю несколько советов по разводке земли – она должна, даже обязана, вестись к каждой схеме отдельно. Никаких общих шин и петель, только разводка из одной точки звездой. На самой схеме может быть разведена маленькая звезда, но также из одной токи, в которую вы будете конец луча большой звезды. Середина глобальной звезды подключается к корпусу в какой-то одной точке, поэкспериментируйте – найдете точку в которой фон сходит на нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector