Elektrikoff09.ru

Журнал "Электросети"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности и применение газоразрядных ламп

Особенности и применение газоразрядных ламп

Встретить газоразрядные лампы высокого давления и низкого в разных интерпретациях можно совершенно неожиданно и сразу в нескольких сферах жизни современного человека. Они освещают улицу в виде автомобильных фар и фонарей, создают комфорт и уют, являясь частью домашнего освещения, и это далеко не все.

Различные виды газоразрядных ламп

Разрядный ток в лампе

Электронные ПРА строятся по принципу инвертора частоты со звеном постоянного тока. Они включают входной фильтр импульсных помех и схему коррекции коэффицента мощности. Поэтому если вы используете ЭПРА (электронное ПРА) – конденсатор вам не нужен!

Внимание! Установка фазокомпенсирующего конденсатора без разрядного резистора может быть опасна для здоровья и жизни!

Статья написана для пытливых гроверов, стремящихся познать суть мироздания. Ленивым можно почитать про принцип действия дросселя буквально 10 строками ниже, затем перейти к принципу компенсации реактивной мощности (подчеркнуто) и напоследок – распространенные утверждения и заключение. Данные по практике применения конденсаторов и разрядных резисторов находятся в конце статьи.

Для принятия решения о необходимости установки фазокомпенсирующего конденсатора конкретно в Вашей системе освещения давайте для начала немного углубимся в теорию. Посмотрим из чего состоит электрическая цепь во время работы лампы. ИЗУ (Импульсное Зажигающее Устройство) участвует только в розжиге лампы и в рабочем режиме на физику процесса не влияет. На таймер, контактор и т.п. внимания обращать также не будем. Таким образом между фазой и нулем остаются:
1. соединительные провода
2. дроссель
3. горелка лампы, в которой в парах определенного состава горит дуга, давая свет.

С проводами все просто – это чисто активное сопротивление.

Дроссель – есть тот же провод, но намотанный на стальной сердечник. С ним все немного интереснее, чем с прямым проводом. При прохождении переменного тока через обмотку дросселя, в последнем создается электромагнитное поле, которое в том же самом дросселе индуцирует ЭДС, которая вызывает второй ток, препятствующий всякому изменению тока, его создавшего. Если проще – при возрастании тока дроссель всячески упирается и препятствует его возрастанию, а при спаде препятствует его спаду – как бы поддерживает. Поэтому говорят, что дроссель обладает волновым сопротивлением, которое зависит от его индуктивности и частоты колебаний напряжения. Реальный дроссель также обладает и активным сопротивлением, поскольку его обмотка выполнена из металла (чаще меди).

С горелкой сложнее. Если зависимость между током и напряжением в сопротивлении или дросселе легко описать соответственно линейным уравнением (U=I*R) и линейным дифференциальным уравнением (U=L*dI/dt), то в случае с горелкой придется обломаться. Сопротивление дуги в горелке величина непостоянная, нелинейная и зависит от температуры дуги, а ток – от напряжения в какой-то степени. Это значит, что если разжечь дугу в горелке лампы и подключить ее напрямую к сети, то за время нарастания напряжения ток через нее будет очень быстро возрастать. Большие значения тока быстро приведут к перегреву горелки и ее перегоранию. Нетрудно догадаться, что здесь-то нам и пригодится нежелание дросселя просто так мириться с протекающим через него током. Достаточно включить его последовательно с горелкой и он придушит ток до нормальных значений.

Теперь о сабже.
Дроссель ограничивает броски тока, но из-за своего упорства сдержать его изменение кагбэ оттягивает его назад по отношению к напряжению. Ток начинает отставать от напряжения, которое задается сетью и никого не ждет. Графики изменения напряжения, тока и мощности показаны ниже:

Как известно Полная мощность S есть произведение полного тока I на напряжение U (S=U*I) Взгляните на картинку. Легко найти области на графике, в которых напряжение и ток имеют один и тот же знак. В этих областях формула S=U*I дает положительные значения. В них происходит преобразование электроэнергии в свет, излучаемый горелкой, нагрев дросселя и проводов, а также накопление энергии в магнитном поле дросселя. В областях, где напряжение уже перевалило в отрицательную область, а ток еще не успел, S отрицательное. В них происходит возврат мощности, запасенной полем катушки, в сеть. Эту мощность и называют реактивной. Она расходуется на электромагнитные процессы и не производит полезной работы (свет, тепло, движение). Реактивный ток дополнительно нагружает сеть и генераторы. Если проще – этот ток занимает место в проводах, которое могло бы быть занято активным током, производящим полезную нам работу. Доля реактивной мощности от полной зависит от угла сдвига тока относительно напряжения – фи и может быть найдена из соотношения Q=S*sin(фи). Активную мощность можно найти из полной по соотношению P=S*cos(фи). Вредность реактива можно пояснить на примере:

Читайте так же:
Расчет тока потребление лампы

Допустим на электростанции установлен генератор однофазного переменного тока мощностью 240 кВА напряжением 1200 В. Ток, который может быть отдан в сеть составляет I= S/U ?=240000/1200=200 А. Присоединим к этому генератору чисто активную нагрузку – электрорадиатор например. Реактивных сопротивлений в цепи нет, поэтому угол сдвига между током и напряжением равен 0, Соответственно cos(0)=1 и активная мощность будет равняться P=S*cos(фи)=240*1=240 кВт. Присоединим теперь такую нагрузку, у которой cos(фи) равен 0,8. Тогда активная мощность будет составлять только 192 кВт, хотя по обмоткам генератора будет проходить тот же ток в 200А который нельзя превышать из-за опасности перегрева обмоток. При cos(фи) равном 0,5 активная мощность будет составлять только 120 кВт, но током генератор будет загружен на полную.

Лишить цепь с индуктивностью реактивной составляющей тока невозможно. Однако возможно разгрузить от реактивной составляющей сеть. Так как же это сделать? Да очень просто. Нужно реактивную мощность, запасенную в магнитном поле дросселя отдать не в сеть, а на время запасти в электрическом поле конденсатора. Затем энергия электрического поля конденсатора опять будет запасена в магнитном поле дросселя и т.д.

Попробуем сделать кое-какие вычисления и определить Емкость конденсатора на примере лампы 250Вт. Из паспортных данных дросселя имеем полный ток осветительной установки I=3А. Коэффицент мощности (он же cos(фи)) = 0,42. Номинальная (полезная) мощность – 250Вт. Потери в дросселе – около 30Вт. Цепь без компенсации и векторная диаграмма токов и напряжений показана на верхней паре рисунков:

Здесь излучение горелки, а также потери на нагрев лампы и дросселя обозначены эквивалентным сопротивлением R, а волновое сопротивление дросселя – сопротивлением X L. Построение векторной диаграммы начинается с построения вектора напряжения U. Для удобства он построен вертикально. Вектор полного тока I строим длиной 3А(как по паспорту) и под паспортным углом к напряжению arccos(0,42)=65,2 o . Здесь легко определить активную составляющую Тока как I A =I*cos(фи)=3*0,42=1,26А откуда активная потребляемая мощность P=U*I A =220*1,26=277,2 Вт. Реактивный ток определяется как I Р =I*sin(фи)=3*0,9=2,7А, откуда реактивная мощность, курсирующая из сети в дроссель и назад и не производящая полезной работы Q=U*I P =220*2,7=594 ВАр. Попробуем полностью избавиться от реактивной составляющей I P (не пустить ее в сеть). Как известно в цепи с емкостью ток опережает напряжение на 90 o . Построим вектор тока, протекающего через емкость – I C, равный по модулю I P и опережающий вектор напряжения на 90 o . Геометрическая сумма векторов I C и I P даст 0 и полный ток I будет равняться активной составляющей I A =1,26А. Емкость конденсатора можно определить из формулы I C = U/X ? C, откуда X C = U/I ? C =220/2,7=81,5 Ом. Как известно волновое сопротивление конденсатора X C=1/wC, где w=314 – частота сети, переведенная из Герцев в радианы в секунду. Таким образом С=1/wX C =1/(314*81,5)=39 мкФ. При такой емкости конденсатора угол фи=0 cos(фи)=1, Полный потребляемый из сети ток полностью лишен реактивной составляющей (чисто активный) и равен 1,26А.

Однако по экономическим соображениям невыгодно доводить угол фи до нуля. Практически целесообразно иметь cos(фи)=0, 9–0 ,95.

Попробуем определить полный ток, потребляемый из сети при рекомендуемой для лампы 250Вт емкости конденсатора 32 мкФ (см. нижнюю пару рисунков). Активными потерями в конденсаторе пренебрежем. X C =1/wC=1/(314*0,000032)=99,5 Ом. Ток, протекающий через емкость I C = U/X ? C=220/99,5=2,21 A. Поскольку мы пренебрегли активными потерями в конденсаторе, суммарное активное сопротивление цепи останется прежним, а значит останется прежней и активная составляющая полного тока I A =1,26А. Реактивная составляющая I PK определяется как геометрическая сумма векторов I C и I Р. Поскольку они направлены в противоположные стороны, то модуль I PK =I Р – I C =2, 7–2 ,21=0,49. Полный ток, потребляемый из сети I K находим по теореме Пифагора I K =sqrt(1,26 2 +0,49 2 )=1,35 А. Суммарный cos(фи)=I A /I K =1,26/1,35=0,93 – самое оно.

Читайте так же:
Не включается лампа от розетки

На основании вышеописанных расчетов подтвердим или опровергнем некоторые утверждения, муссирующиеся на ОЛКе:

КПД электромагнитного ПРА изначально в пределах 50% – половина потребляемой энергии расходуется на нагрев дросселя и проводов. Установка конденсатора позволяет повысить кпд почти в 2 раза

Как известно кпд есть отношение полезной мощности к мощности, потребленной из сети – n=P полезная /P потр .
P полезная = 250Вт.
P потр есть активная составляющая потребляемой мощности (выше считали) P=U*I A =220*1,26=277,2 Вт плюс потери в проводах, которые можно найти из соотношения P проводов =I 2 *R проводов. Примем R проводов =3 Ом.

Цепь без компенсации P полезная =250 Вт. P потр =277,2+3*3*3=304,2 Вт. Откуда n=250/304,2=0,822
Цепь с компенсацией P полезная =250 Вт. P потр =277,2+1,35*1,35*3=282,7 Вт. Откуда n=250/282,7=0,884
кпд увеличится всего в 1,07 раза (на 7%)
Утверждение не верно.

Коэффицент мощности (cos(фи)) электромагнитного ПРА изначально в пределах 50%. Установка конденсатора позволяет значительно повысить коэффицент мощности (cos(фи)), что позволяет снизить полный ток в сети более чем в 2 раза

Как видно из вышеприведенных расчетов в нескомпенсированной цепи Коэффицент мощности (cos(фи))=0,42 полный ток I=3 A.
в компенсированной цепи Коэффицент мощности (cos(фи))=0,93 полный ток I=1,35 A.
Полный ток в цепи с конденсатором снизится в 2,2 раза. Cos(фи) возрастет с 0,42 до 0,93.
Утверждение верно.

Из двух утверждений выше очевидно –

Конденсатор значительно сокращает потребляемую мощность и сокращает расходы на электроэнергию

Бытовые счетчики считают только активную электроэнергию. Установлены они на вводе в квартиру. Проводка до розеток обычно выполняется 3 жильным медным кабелем сечением 2.5 мм 2 . Длина провода от счетчика до розетки обычно не превышает 40м. из паспортных данных этого провода определяем его сопротивление 0,72 Ом. Количество часов работы света за цикл – 31*18+61*12=1290. Активная энергия, потребляемая нескомпенсированной осветительной установкой определяется как P=277,2 (считали выше) помноженное на время работы плюс потери на сопротивлении проводов помноженные на время работы то есть W=277,2*1290+3*3*0,72*1290=357588+8359,2=366 кВтч. В пересчете на кровные деревянные по одноставочному тарифу в домах с электроплитками сумма счета за свет будет составлять 366*1,3= 475 рублей 80 копеек.

В скомпенсированной цепи ток через лампу останется прежним, снизится только полный ток сети (с 3 до 1,35 А) и добавятся потери на конденсаторе (пусть будет около 2 Вт). Подставляя новые значение получим W=277,2*1290+1,35*1,35*0,72*1290+2*1290=362 кВтч или 470 рублей 60 копеек.

Как видно разница в оплате за цикл на лампе 250 Вт составит всего 5 рублей 20 копеек.
Утверждение не верно.

Конденсатор значительно снижает полный ток в горелке лампы, что увеличивает ее срок службы

Конденсатор включается параллельно цепи дроссель-лампа и поэтому никак не влияет на ток этой цепи. Снижается только суммарный ток на общем участке т.е. в сети, ток в цепи дроссель-лампа не меняется.
Утверждение не верно.

Фазокомпенсирующий конденсатор является источником сильного превышения тока и напряжения при включении лампы, что приводит к быстрому выходу из строя контактов реле таймера и сбоям в его программе

По законам физики напряжение на конденсаторе не может изменяться мгновенно. При включении цепи с конденсатором напряжение на его обкладках будет возрастать плавно.
По законам физики ток через конденсатор может быть определен как I= CdU/dt ?. В худшем случае при С=32мкФ, dU=220В и dt=0,001 сек ток будет составлять 7,04 А. Таким образом конденсатор является источником повышенного тока, но ток этот будет повышен очень непродолжительное время. Наложение этого тока на ток в цепи дроссель-горелка рассматривать не будем. Известно, что контактор спасет ваш таймер от поломок

Схема

Стандартная схема подключения люминесцентной лампы значительно сложнее, нежели процесс включения традиционной лампы накаливания.

Требуется применять особые пусковые устройства, качественные и мощностные характеристики которых оказывают непосредственное влияние на сроки и удобство эксплуатации осветительного прибора.

вариант подключения лампы

Схема подключения люминесцентных ламп без дросселя и стартера

В настоящее время практикуется несколько схем подключения, которые отличаются не только по уровню сложности выполняемых работ, но и набором используемых в схеме устройств:

  • подключение с применением электромагнитного балласта и стартера;
  • подключение с электронным пускорегулирующим аппаратом.
Читайте так же:
Сила тока при последовательном соединении ламп

Второй вариант подключения предполагает генерирование высокочастотного тока, а сам непосредственный запуск и процесс работы осветительного прибора запрограммированы электронной схемой.

чертеж подключения лампочки

Схема подключения лампы с дросселем и стартером

Виды газоразрядных ламп

Натриевые лампы

Натриевые лампы высокого давления

Газоразрядная лампа, которая используется для создания уличного освещения или подсветки авто, может иметь разнообразное строение, которое не отходит от принципов работы. На этом основывается классификация таких источников света.
На сегодняшний день газоразрядные источники света бывают следующих видов:

  • газоразрядные лампы высокого давления. Они в свою очередь могут подразделяться на ДРЛ (ртутные модели), ДРИ, ДНат и ДКсТ. Их особенностью является отсутствие необходимости в наличии пускорегулирующего аппарата. Такие модели можно встретить в качестве подсветки улиц (их вставляют в фонари системы уличного освещения), авто, домов и наружной рекламы;

Обратите внимание! Лампы газоразрядного типа высокого давления являются самыми распространенными (особенно ртутные модели). Очень часто с их помощью (натриевые и ртутные модели) формируют подсветку именно улиц. А вот дома такие источники света встречаются достаточно редко.

Варианты ламп

Лампы низкого давления

  • газоразрядные лампы низкого давления. Они подразделяются на ЛЛ (различные модели) и КЛЛ. Такие лампочки сегодня с успехом вытесняют устаревшие лампы накаливания. Они применяются для создания подсветки дома, улиц (в составе системы уличного освещения) и даже авто.

Обратите внимание! Самые распространенные лампы низкого давления – люминесцентные. Такие модели часто применяются для освещения улиц в составе системы уличного освещения. Особенно часто такие лампочки вкручивают в фонари.

Свое широкое распространение газоразрядные лампочки получили из-за наличия у них ряда достоинств.

Природа газового разряда

При внесении пламени между пластинами воздушного конденсатора происходит ионизация газа и возникновение ионов и электронов. Под действием электрического поля они начнут упорядоченно двигаться между пластинами.

Протекание тока через газ называется газовым разрядом.

При удалении пламени ток прекращается вследствие того, что положительные ионы и электроны не могут долго существовать раздельно и воссоединяются в нейтральную молекулу. Такой процесс называется рекомбинацией .

Газовый разряд, протекающий под действием ионизатора, называется несамостоятельным.

ионизация газа

С увеличением разности потенциалов между пластинами кинетическая энергия электрона возрастает настолько, что при соударении его с нейтральной молекулой газа происходит выбивание электрона. Такой процесс называется ударной ионизацией молекул газа. Число электронов и ионов растет лавинообразно, что приводит к увеличению разрядного тока.

Газовый разряд, протекающий в отсутствии ионизатора, называется самостоятельным.

Интенсивность такого газового разряда зависит от напряженности электрического поля между пластинами и давления газа.

Вольтамперная характеристика газового разряда.

Вольтамперная характеристика газового разряда.

ОА – только часть заряженных частиц доходит до электродов, часть их рекомбинирует;

АВ – ток почти не увеличивается (ток насыщения);

ВС – самостоятельный разряд.

Дуговой разряд

Так же как и искровой, он возникает при наличии достаточного давления в газе. Его характеристики практически полностью аналогичны искровому, но имеются и отличия:

  • во-первых, токи достигают десяти тысяч ампер, но напряжение при этом составляет несколько сотен вольт, что связано с высокой проводимостью среды;
  • во-вторых, дуговой разряд существует стабильно во времени, в отличие от искрового.

Переход в этот вид разряда осуществляется постепенным повышением напряжения. Поддерживается разряд за счет термоэлектронной эмиссии с катода. Ярким его примером является сварочная дуга.

Автомобильные лампы: характеристики и особенности

«Экстра-яркое свечение», «на 60% больше света», «эффект ксенона» — на упаковках ламп можно прочесть много рекламных лозунгов. Но какие параметры действительно стоит сравнивать? Как выбирать автомобильные лампы, чем они отличаются друг от друга и на какие показатели ориентироваться? В этой статье разберём характеристики и особенности автоламп.

Типоразмер лампы: маркировка ECE и цоколь

Подбор автомобильных ламп начинается с их типоразмера: маркировки ECE и цоколя. У всего многообразия светотехники машины (передних фар, «противотуманок», задних фонарей, габаритных огней и т. д.) принципиально разные задачи и условия работы. Место установки определяет, какой должна быть лампа: для одних фар нужна лампа H11, для других — лампа H4 или H7. В каталогах представлено почти 500 маркировок, поэтому о типоразмерах ламп и расшифровке их обозначений читайте в отдельной статье:

Читайте так же:
Сила тока в лампочке фонарика равна 200

Маркировка автомобильных ламп. Типоразмеры и цоколи

Типы автомобильных ламп

В автомобилях используются 4 основных типа ламп: обычные лампы накаливания, галогенные, ксеноновые и светодиодные лампы.

Лампы накаливания (лампы дополнительного освещения)

Обычные лампы накаливания, где свет излучает вольфрамовая нить, встречаются как в автомобилях, так и в быту. Из колбы такой лампы откачан воздух, чтобы вольфрам не окислялся.

Конструкция классической лампы накаливания примитивна и имеет множество недостатков. В процессе работы вольфрам выгорает и оседает на стекле колбы, снижая её прозрачность. А сама нить постепенно становится тоньше — в итоге она перегорает или рвётся от вибрации. КПД классических ламп накаливания очень низок и составляет 5–15% — большая часть энергии преобразуется не в свет, а в тепло. Световая отдача лампы (количество люмен света на каждый потребленный ватт) невысока, а сам свет рассеивается и не даёт точной фокусировки. Срок службы лампы накаливания скромен — около 1000 часов непрерывной работы. Всё это не позволяет ставить обычные лампы в головную оптику современной машины.

Зато у классических ламп накаливания есть важное преимущество — низкая цена. Поэтому они до сих пор активно используются в задних фонарях и указателях поворота, в приборной панели, для подсветки салона и номерного знака.

Лампы накаливания

Галогенные (галогеновые) лампы

Галогенные (галогеновые) лампы

«Галогенки» — это улучшенные лампы накаливания. В галогенных лампах свет тоже излучает вольфрамовая нить, но внутри колбы уже не вакуум, а буферный газ-галоген: обычно это бром или иод (в химии йод называют именно так). Газ позволяет повысить температуру спирали — а значит и световую отдачу, не даёт вольфраму оседать на колбе и увеличивает срок службы лампы в 2–4 раза: до 2000–4000 часов непрерывной работы.

Благодаря короткой спирали и цилиндрической колбе у галогенных ламп отличная фокусировка, поэтому их обычно используют в противотуманных фарах (ПТФ) и головной оптике, где они светят направленно и ярко.

Ксеноновые (газоразрядные) лампы

В ксеноновых лампах источником света является уже не вольфрамовая нить, как в предыдущих двух типах ламп, а электрическая дуга. Дуга — это электрический разряд между двумя электродами из вольфрама в колбе лампы, заполненной инертным газом ксеноном; поэтому такие лампы называют газоразрядными (или просто разрядными).

Для создания электрического разряда нужно высокое напряжение, поэтому для работы ксеноновой лампы требуется отдельное устройство — блок розжига. Для повышения световой отдачи лампы ксенон закачивают в колбу под давлением около 30 атмосфер.

Газоразрядные лампы светят заметно ярче галогенных, но имеют ряд недостатков. Их световой пучок изначально не сфокусирован, поэтому нуждается в специальных отражателях или линзах. Важна и точная настройка фар — заводской «ксенон» обычно оборудуют автоматическим корректором. Неквалифицированная установка газоразрядных ламп часто приводит к ослеплению встречных водителей, поэтому выражение «китайский ксенон» давно стало нарицательным для таких случаев.

Ксеноновые (газоразрядные) лампы

Светодиодные (LED) лампы

Светодиодные (LED) лампы

Светодиодные автомобильные лампы набирают всё большую популярность. В них нет газа под давлением или нитей накаливания: источником света является светоизлучающий диод — полупроводник, который светится при пропускании электрического тока. LED-лампы прочные, надёжные и энергоэффективные: их световая отдача почти в 10 раз выше, чем у галогенных и ксеноновых ламп.

Постепенно светодиодные лампы вытесняют другие типы ламп из всей автомобильной светотехники, кроме ближнего света — с ним пока есть нюансы из-за особенностей фокусировки. При самостоятельной установке светодиодных ламп в головную оптику не всегда удаётся добиться чёткой свето-теневой границы (СТГ), необходимой для ближнего света фар. Хотя при правильном подборе ламп и должной настройке фар всё возможно.

Во всех остальных элементах освещения светодиоды показывают себя отлично, включая дальний свет и противотуманные фары. А светодиодные лампы дополнительного освещения автомобилисты активно внедряют сами, заменяя дешёвые и неэффективные лампы накаливания.

Читайте так же:
Чему равна сила тока проходящего через радиолампу

Подробнее о светодиодных лампах и особенностях их установки читайте в отдельной статье:

Светодиодные автомобильные лампы. Светлое будущее уже здесь

Световой поток (Лм)

Световой поток — это количество излучаемой световой энергии. Другими словами, эта характеристика указывает, насколько много света производит лампа. Световой поток измеряется в люменах (Лм).

Световой поток и яркость — не одно и то же. Яркость — усреднённая величина, она зависит от того, как свет падает на объект и как его воспринимает наш глаз. В то время как световой поток —конкретная величина световой энергии, излучаемой лампой.

К сожалению, далеко не все производители автомобильных ламп указывают их световой поток, предлагая покупателям ориентироваться лишь на потребляемую и эквивалентную мощность.

Потребляемая мощность лампы (Вт)

Потребляемая мощность — важный параметр, который отражает количество потребляемой лампой энергии в ваттах (Вт). При подборе новой лампы нельзя превышать потребляемую мощность лампы, установленной с завода. Температурный режим фары, сечение электропроводки, номинал плавких предохранителей — всё это рассчитывается инженерами под определённую мощность ламп. Самостоятельная установка более мощных электропотребителей может вызвать пожар.

Для двухрежимных (двухнитевых) ламп потребляемая мощность указывается двойным числом через дробь, где отражена мощность в каждом из режимов работы.

Эквивалентная мощность лампы (Вт)

Эквивалентная мощность — параметр для соотношения мощности разных типов ламп. Эквивалентом считается мощность классической лампы накаливания, необходимая для достижения такого же светового потока.

Примерное соотношение мощности разных типов ламп

Например, для светового потока 1200 лм нужна 100-ваттная лампа накаливания. Галогенной лампе для идентичного свечения достаточно 60 Вт энергии, а светодиодной — всего 12 Вт. Чтобы покупатели не считали более энергоэффективные лампы менее мощными, для них на упаковке указывают эквивалентную мощность. Означает это следующее: фактически лампа потребляет 12 Вт (потребляемая мощность), а светит на все 100 Вт (эквивалентная мощность).

Эквивалентная мощность в дополнительном режиме (Вт)

Для двухрежимных (двухнитевых) ламп эквивалентная мощность указывается для каждого режима работы отдельно.

Напряжение лампы (В)

Рабочее напряжение лампы в вольтах (В) должно соответствовать параметру заводской лампы. В подавляющем большинстве легковых автомобилей напряжение бортовой сети — 12 В; в грузовиках и некоторых внедорожниках — 24 В. Рабочее напряжение ламп, которые вы подбираете на замену, должно быть идентичным напряжению старых ламп.

У газоразрядных (ксеноновых) ламп указанное рабочее напряжение выше — 42 В или 85 В, — поскольку они подключаются через блок розжига. В этом случае напряжение лампы нужны сравнивать не с показателем бортовой сети автомобиля, а с характеристиками установленного блока розжига.

Температура лампы (K)

Под температурой лампы обычно подразумевают не рабочую температуру, а цветовую — спектр её светового излучения. Говоря проще, цветовая температура — это то, как наш глаз воспринимает свет: будет он «тёплым» или «холодным», жёлтым, белым или голубым.

Цветовая температура измеряется в кельвинах (К). Показатель 4200 K соответствует белому цвету. Свет с более низкой температурой будет желтить (чем меньше число, тем желтее), с более высокой — уйдёт в голубой оттенок.

Температура лампы

Лампы с белым или слегка голубым светом обычно выбирают из эстетических соображений — такой свет гармонично смотрится с современной «хрустальной» оптикой, в то время как жёлтый свет ассоциируется со старыми рефлекторными фарами. Но нужно учитывать, что слишком холодный свет напрягает глаза при ночной езде, а также плохо работает в тумане из-за слишком короткой световой волны. Синий спектр не пробивает капли тумана, а создаёт перед водителем засветку. Именно поэтому традиционный цвет противотуманных фар — жёлтый.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Цвет свечения

У многих ламп цветовая температура дополнительно указана в понятных покупателю терминах. Например, такие характеристики света можно встретить на упаковках ламп:

    Тёплый белый — свет с цветовой температурой 3000

Подбирайте подходящие лампы, чтобы ездить комфортно и безопасно в любое время суток и в любую погоду.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector