Электромагнитное реле
Электромагнитное реле
Для управления различными исполнительными устройствами, коммутации цепей, управления приборами в электронике активно применяется электромагнитное реле.
Устройство реле достаточно просто. Его основой является катушка, состоящая из большого количества витков изолированного провода.
Внутрь катушки устанавливается стержень из мягкого железа. В результате получается электромагнит. Также в конструкции реле присутствует якорь.Он закреплён на пружинящем контакте. Сам же пружинящий контакт закреплён на ярме. Вместе со стержнем и якорем ярмо образует магнитопровод.
Если катушку подключить к источнику тока, то образовавшееся магнитное поле намагничивает сердечник. Он в свою очередь притягивает якорь. Якорь укреплён на пружинящем контакте. Далее пружинящий контакт замыкается с другим неподвижным контактом. В зависимости от конструкции реле, якорь может по-разному механически управлять контактами.
Устройство реле.
В большинстве случаев реле монтируется в защитном корпусе. Он может быть как металлическим, так и пластмассовым. Рассмотрим устройство реле более наглядно, на примере импортного электромагнитного реле Bestar. Взглянем на то, что внутри этого реле.
Вот реле без защитного корпуса. Как видим, реле имеет катушку, стержень, пружинящий контакт, на котором закреплен якорь, а также исполнительные контакты.
На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом.
Условное обозначение реле на схеме состоит как бы из двух частей. Одна часть (К1) – это условное обозначение электромагнитной катушки. Она обозначается в виде прямоугольника с двумя выводами. Вторая часть (К1.1; К1.2) – это группы контактов, которыми управляет реле. В зависимости от своей сложности реле может иметь достаточно большое количество коммутируемых контактов. Они разбиваются на группы. Как видим, на обозначении изображены две группы контактов (К1.1 и К1.2).
Как работает реле?
Принцип работы реле наглядно иллюстрирует следующая схема. Есть управляющая цепь. Это само электромагнитное реле K1, выключатель SA1 и батарея питания G1. Также есть исполнительная цепь, которым управляет реле. Исполнительная цепь состоит из нагрузки HL1 (лампа сигнальная), контактов реле K1.1 и батареи питания G2. Нагрузкой может быть, например, электрическая лампа или электродвигатель. В данном случае в качестве нагрузки используется сигнальная лампа HL1.
Как только мы замкнём управляющую цепь выключателем SA1, ток от батареи питания G1 поступит на реле K1. Реле сработает, и его контакты K1.1 замкнут исполнительную цепь. На нагрузку поступит напряжение питания от батареи G2 и лампа HL1 засветится. Если разомкнуть цепь выключателем SA1, то с реле K1 будет снято напряжение питания и контакты реле K1.1 вновь разомкнуться и лампа HL1 выключится.
Коммутируемые контакты реле могут иметь своё конструктивное исполнение. Так, например, различают нормально-разомкнутые контакты, нормально-замкнутые контакты и контакты на переключение (перекидные). Разберёмся с этим поподробнее.
Нормально разомкнутые контакты
Нормально разомкнутые контакты – это контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии до тех пор, пока через катушку реле не потечёт ток. Говоря проще, когда реле выключено, контакты тоже разомкнуты. На схемах реле с нормально-разомкнутыми контактами обозначается вот так.
Нормально замкнутые контакты
Нормально замкнутые контакты – это контакты реле, находящиеся в замкнутом состоянии, пока через катушку реле не начнёт течь ток. Таким образом, получается, что при выключенном реле контакты замкнуты. Такие контакты на схемах изображают следующим образом.
Переключающиеся контакты
Переключающиеся контакты – это комбинация из нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов. У переключающихся контактов есть общий провод, который переключается с одного контакта на другой.
Современные широко распространённые реле, как правило, имеют переключающиеся контакты, но могут встречаться и реле, которые имеют в своём составе только нормально-разомкнутые контакты.
У импортных реле нормально-разомкнутые контакты реле обозначаются сокращением N.O. А нормально-замкнутые контакты N.C. Общий контакт реле имеет сокращение COM. (от слова common – «общий»).
Теперь обратимся к параметрам электромагнитных реле.
Параметры электромагнитных реле.
Как правило, размеры самих реле позволяют наносить на корпус их основные параметры. В качестве примера, рассмотрим импортное реле Bestar BS-115C. На его корпусе нанесены следующие надписи.
COIL 12VDC – это номинальное напряжение срабатывания реле (12V). Поскольку это реле постоянного тока, то указано сокращённое обозначение постоянного напряжения (сокращение DC обозначает постоянный ток/напряжение). Английское слово COIL переводится как «катушка», «соленоид». Оно указывает на то, что сокращение 12VDC имеет отношение к катушке реле.
Далее на реле указаны электрические параметры его контактов. Понятно, что мощность контактов реле может быть разная. Это зависит как от габаритных размеров контактов, так и от используемых материалов. При подключении нагрузки к контактам реле нужно знать мощность, на которую они рассчитаны. Если нагрузка потребляет мощность больше той, на которую рассчитаны контакты реле, то они будут нагреваться, искрить, "залипать". Естественно, это приведёт к скорому выходу из строя контактов реле.
Для реле, как правило, указываются параметры переменного и постоянного тока, которые способны выдержать контакты.
Так, например, контакты реле Bestar BS-115C способны коммутировать переменный ток в 12А и напряжение 120V. Эти параметры зашифрованы в надписи 12А 120VAC (сокращение AC обозначает переменный ток).
Также реле способно коммутировать постоянный ток силой 10А и напряжением 28V. Об этом свидетельствует надпись 10A 28VDC. Это были силовые характеристики реле, точнее его контактов.
Потребляемая мощность реле.
Теперь обратимся к мощности, которую потребляет реле. Как известно, мощность постоянного тока равна произведению напряжения (U) на ток (I): P=U*I. Возьмём значения номинального напряжения срабатывания (12V) и потребляемого тока (30 mA) реле Bestar BS-115C и получим его потребляемую мощность (англ. — Power consumption).
Таким образом, мощность реле Bestar BS-115C составляет 360 милливатт (mW).
Есть ещё один параметр – это чувствительность реле. По своей сути, это и есть мощность потребления реле во включённом состоянии. Понятно, что реле, которому требуется меньше мощности для срабатывания, является более чувствительным по сравнению с теми, которые потребляют большую мощность. Такой параметр, как чувствительность реле, особенно важен для устройств с автономным питанием, так как включенное реле расходует заряд батарей. К примеру, есть два реле с потребляемой мощностью 200 mW и 360 mW. Таким образом, реле мощностью 200 mW обладает большей чувствительностью, чем реле мощностью 360 mW.
Как проверить реле?
Электромагнитное реле можно проверить обычным мультиметром в режиме омметра. Так как обмотка катушки реле обладает активным сопротивлением, то его можно легко измерить. Сопротивление обмотки реле может варьироваться от нескольких десятков ом (Ω), до нескольких килоом (kΩ). Обычно самое низкое сопротивление обмотки имеют миниатюрные реле, которые рассчитаны на номинальное напряжение 3 вольта. У реле, номинальное напряжение которых составляет 48 вольт, сопротивление обмотки намного выше. Это прекрасно видно по таблице, в которой указаны параметры реле серии Bestar BS-115C.
Номинальное напряжение (V, постоянное) | Сопротивление обмотки (Ω ±10%) | Номинальный ток (mA) | Потребляемая мощность (mW) |
3 | 25 | 120 | 360 |
5 | 70 | 72 | |
6 | 100 | 60 | |
9 | 225 | 40 | |
12 | 400 | 30 | |
24 | 1600 | 15 | |
48 | 6400 | 7,5 |
Отметим, что потребляемая мощность всех типов реле этой серии одинакова и составляет 360 mW.
Электромагнитное реле является электромеханическим прибором. Это, наверное, является самым большим плюсом и в то же время весомым минусом.
При интенсивной эксплуатации любые механические части изнашиваются и приходят в негодность. Кроме этого, контакты мощных реле должны выдерживать огромные токи. Поэтому их покрывают сплавами драгоценных металлов, таких как платина (Pt), серебро (Ag) и золото (Au). Из-за этого качественные реле стоят довольно дорого. Если ваше реле всё-таки вышло из строя, то замену ему можно купить здесь.
К положительным качествам электромагнитных реле можно отнести устойчивость к ложным срабатываниям и электростатическим разрядам.
Что такое реле, и где их применяют?
Электромагнитное реле – высокоточное и надежное коммутационное устройство, принцип действия которого основан на воздействии электромагнитного поля. Имеет простую конструкцию, представленную следующими элементами:
- катушка;
- якорь;
- неподвижные контакты.
Электромагнитная катушка закрепляется неподвижно на основании, внутри неё находится ферромагнитный сердечник, подпружиненный якорь прикреплён к ярму, чтобы возвращаться в нормальное положение при обесточивании реле.
Говоря проще, реле обеспечивает размыкание и замыкание электрической цепи в соответствии с входящими командами.
Электромагнитные реле отличаются надежностью в работе, в виду чего они используются в различных промышленных и бытовых электроприборах и технике.
Предохранители и блоки реле для Volkswagen Touareg (2005-2010) со схемами и описанием
Схема блока предохранителей (расположение предохранителей), расположение и назначение предохранителей и реле Volkswagen Touareg (7L facelift) (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010).
Проверка и замена предохранителей
Предохранители срабатывают до того, как будет поврежден весь жгут проводов. Если какой-либо из электрических компонентов не работает, возможно, перегорел предохранитель. В этом случае проверьте и при необходимости замените предохранители.
- Выключите фары, зажигание и всех потребителей электроэнергии.
- Откройте соответствующий блок предохранителей.
- См. Схемы ниже, чтобы узнать, какой предохранитель проверять.
- Извлеките предохранитель с помощью пластикового пинцета, расположенного на крышке блока предохранителей.
- Проверить, не перегорел ли предохранитель — если тонкая металлическая полоска внутри сломана, предохранитель перегорел.
- Если предохранитель перегорел, замените предохранитель новым предохранителем той же силы тока (того же цвета и отпечатка) и того же габаритного размера.
- Заменить крышку.
Уведомление
- Никогда не заменяйте предохранитель на предохранитель с более высоким номинальным током. Заменяйте перегоревший предохранитель только предохранителем той же силы тока (того же цвета и такого же отпечатка) и того же габаритного размера.
- Никогда не ремонтируйте предохранители.
- Никогда не заменяйте предохранители металлической полосой, скрепкой или аналогичным предметом.
- Если вновь замененный предохранитель снова перегорит через короткое время, электрическую систему следует проверить у официального дилера Volkswagen или в авторизованном сервисном центре Volkswagen.
Блок предохранителей левой панели приборов
Панель предохранителей находится за крышкой с левой стороны панели приборов.
№ | А | Функция / компонент |
---|---|---|
1 | 15 | U1 — прикуриватель |
20 (* 2, * | U9 — Прикуриватель задний | |
2 | 5 (* 8, * 1, * 7) | J160 — реле циркуляционного насоса (* 2) |
15 (* 2, * 7) | J708 — реле остаточного тепла (* 2) | |
R149 — Приемник дистанционного управления дополнительным отопителем охлаждающей жидкости (* 2) | ||
U18 — розетка 12 В 2 (* 1) | ||
U20 — розетка 12 В 4 (* 1) | ||
3 | 15 | U5 — розетка 12 В |
20 (* 2) | U19 — розетка 12 В 3 | |
4 | 20 | J162 — Блок управления отопителем |
5 | 20 | U18 — розетка 12 В 2 (* 2) |
U19 — розетка 12 В 4 (* 2) | ||
J807 — Реле для розеток (* 1) | ||
6 | 15 | J518 — Блок управления доступом и разрешением пуска (* 3) |
J708 — реле остаточного тепла (* 1) | ||
7 | 5 | T16b — Диагностическое соединение |
J515 — блок управления выбором антенны | ||
G397 — Датчик дождя и света | ||
8 | 25 | V — Электродвигатель стеклоочистителя |
30 (* 7) | ||
9 | 15 | J519 — Блок управления бортовой сети (насос стеклоочистителя) |
10 | 25 | J388 — блок управления задней левой дверью (стеклоподъемник) |
30 (* 7) | ||
11 | 15 | J386 — блок управления двери водителя (центральный замок) |
J388 — блок управления задней левой двери (центральный замок) | ||
12 | 10 | J519 — Блок управления бортовой сети (освещение салона) |
13 | — | Не назначен |
14 | 25 | J386 — блок управления двери водителя (стеклоподъемник) |
30 (* 7) | ||
15 | 15 | J393 — Центральный блок управления систем комфорта (правый задний фонарь) |
16 | 20 | J519 — блок управления бортовой сетью (помпы) |
17 | 30 | J519 — блок управления бортовой сети (левый свет) |
18 | 20 | J39 — Реле омывателя фар |
25 (* 7) | ||
19 | — | Не назначен |
20 | 30 | J519 — блок управления бортовой сетью (аккумулятор 1) |
21 год | — | Не назначен |
22 | 30 | J647 — блок управления блокировки дифференциала моста |
J605 — блок управления крышки багажника | ||
23 | 10 | J647 — блок управления блокировки дифференциала моста |
24 | 5 | J502 — блок управления датчика давления в шинах |
25 | 15 | J352 — Блок управления рулевой колонки и регулировки высоты ремня |
26 | 10 | F36 — Выключатель педали сцепления. |
J … — Блоки управления двигателем | ||
J234 — блок управления подушек безопасности | ||
J285 — блок управления комбинации приборов | ||
J519 — блок управления бортовой сети | ||
K145 — Контрольная лампа отключения боковой подушки безопасности переднего пассажира | ||
N378 — Магнит катушки инерционного ремня безопасности водителя | ||
N379 — Магнит катушки инерции сиденья переднего пассажира | ||
27 | 5 | E183 — Выключатель системы контроля салона. |
W11 — Задний левый свет для чтения | ||
W12 — Фонарь для чтения задний правый | ||
W14 — Косметическое зеркало с подсветкой на стороне переднего пассажира | ||
W20 — Косметическое зеркало с подсветкой на стороне водителя | ||
W51 — Фонарь задней крышки | ||
28 | — | Не назначен |
29 | — | Не назначен |
30 | — | Не назначен |
31 год | — | Не назначен |
32 | — | Не назначен |
33 | 15 | J527 — блок управления электроникой рулевой колонки |
34 | 5 | G273 — Датчик охраны салона |
G384 — датчик наклона автомобиля | ||
J285 — блок управления комбинации приборов (* 2) | ||
35 год | 30 | J519 — блок управления бортовой сети |
36 | 30 | E470 — Блок управления регулировки сиденья водителя |
37 | — | Не назначен |
38 | — | Не назначен |
39 | 5 | J9 — реле обогрева заднего стекла |
J32 — реле системы кондиционирования воздуха | ||
J329 — реле питания клеммы 15 | ||
J755 — реле транспортного режима | ||
J807 — Реле для розеток (* 1) | ||
40 | 5 | J285 — блок управления комбинации приборов |
41 год | 15 | J518 — Блок управления доступом и разрешением пуска двигателя |
42 | 30 | J245 — блок управления регулировки сдвижного люка |
43 | — | Не назначен |
44 | 30 | E470 — Блок управления регулировки сиденья водителя |
J136 — блок управления регулировки сиденья и рулевой колонки с памятью | ||
J810 — блок управления регулировки сиденья водителя | ||
45 | 25 | J786 — блок управления подогревом задних сидений |
46 | — | Не назначен |
47 | 10 | J647 — блок управления блокировки дифференциала моста |
48 | 5 | J769 — блок управления ассистента смены полосы движения |
J770 — блок управления 2 ассистента смены полосы движения | ||
49 | 5 | J236 — блок управления сервотроника |
50 | 10 | G266 — датчик уровня и температуры масла |
N79 — Нагревательный элемент системы вентиляции картера (* 4) | ||
51 | 5 | T16b — Диагностическое соединение |
F321 — Контактный выключатель стояночного тормоза. | ||
G238 — Датчик качества воздуха | ||
G550 — Датчик для автоматического контроля расстояния | ||
J755 — реле транспортного режима | ||
52 | 30 | V12 — Электродвигатель очистителя заднего стекла |
15 (* 7) | ||
53 | 5 | E1 — выключатель света |
J527 — блок управления электроникой рулевой колонки | ||
J393 — Центральный блок управления систем комфорта | ||
54 | 10 | E102 — Регулятор угла наклона фар (* 5) |
J667 — модуль вывода питания левой фары (* 6) | ||
V48 — Электродвигатель корректора левой фары (* 5) | ||
V49 — Электродвигатель корректора правой фары (* 5) | ||
55 | 15 | J486 — Реле вентилятора приточного воздуха 2-й скорости |
56 | 40 | J32 — реле системы кондиционирования воздуха |
J309 — реле изоляции солнечных батарей | ||
J486 — реле вентилятора приточного воздуха, 2-я скорость | ||
SB55 — Предохранитель 55 на держателе предохранителя B | ||
V305 — Электродвигатель регулятора переднего вентилятора Bitron | ||
57 | 40 | V306 — Электродвигатель заднего регулятора нагнетателя Bitron (* |
J403 — реле компрессора адаптивной подвески (* 7) | ||
1) Только одна бортовая батарея 2) Только вспомогательная батарея и две бортовые батареи 3) Только V10 TDI 4) Только модели с буквенным обозначением двигателей BHK, BHL 5) Только модели с галогенными фарами 6) Только модели с поворотным светом 7) С ноября 2007 г. |
Блок предохранителей правой панели приборов
Панель предохранителей расположена за крышкой на правом торце приборной панели.
Схема реле с управлением одной кнопкой
Эта схема представляет собой аналог кнопки с фиксацией. Вся конструкция очень проста и реализована на самом реле и одном транзисторе. При первом нажатии на кнопку транзистор открывается током разряда конденсатора, реле замыкается и блокируется по базовой цепи транзистора своими же контактами. Конденсатор при этом отключается от питания и, если отпустить кнопку, быстро разряжается через диод и резистор. Если теперь нажать на кнопку вторично, то транзистор запрется и отключит реле. Естественно, реле должно иметь вторую пару контактов.
Правда если надо таким образом управлять включением сетевого питания, то возникает проблема, заключающаяся в том, что в начале схема обесточена. В телевизорах при включении их от пульта или в компьютерах с корпусами АТХ это решается тем, что при подключении шнура питания подобная схема сразу получает питание, а уж включать основное питание будем позже. Что касается твердотельных реле – информация по ним находится в этой статье.
Плюсы и минусы электромагнитного реле
Плюсы
- Управляемое напряжение и управляющее напряжение никак не связаны между собой. Выражаясь домашним языком — напряжение на катушке никак не связано с напряжением на контактах реле. Они гальванически развязаны, что делает реле безопасным устройством для человека и самой аппаратуры в электро- и радиопромышленности.
- коммутируемые токи могут достигать сотни ампер у промышленных видов реле (пускатели, контакторы)
- большой срок службы при правильной эксплуатации. До сих пор на некоторых зарубежных станках ЧПУ стоят реле 70-ых годов, чьи коммутационные контакты выглядят почти как новые.
- неприхотливость в работе и надежность. Реле до сих пор используются в средствах автоматического управления (САУ), так как они неприхотливы и готовы работать безотказно, хотя уже давненько разработаны твердотельные реле (ТТР), которые опережают простые электромагнитные реле по многим параметрам.
Минусы
- время задержки срабатывания, в течение которого коммутационный контакт «летит» с одного контакта до другого. В очень быстродействующей аппаратуре реле не применяются. Производители обеспечивают электротехническую промышленность различными видами реле и других устройств на их принципе.
- щелкающий звук при переключении. Кого-то он может раздражать, особенно если реле будет очень часто срабатывать.
- габариты даже самого маленького электромагнитного реле достаточно много занимают место на печатной плате.
Не знаете, где можно купить нужное вам электромагнитное реле? Вот каталог , где вы найдете подходящее по параметрам реле для своих нужд 😉
Схема управления реле одной кнопкой
Данная электрическая схема управления реле выполняется всего одной кнопкой с одной контактной группой на замыкание и без фиксации. Работает схема следующим образом: при подаче питания конденсатор С1 через резистор R1 и замкнутые контакты К1.1 заряжается практически до напряжения питания. При нажатии на кнопку S1 через её замкнувшиеся контакты, через замкнутые контакты K1.1 и резистор R1 напряжение питания подается на катушку реле К1, что приводит к включению реле. Контактная группа К1.1 переключается и теперь питание на реле поступает через резистор R1 и замкнувшиеся контакты К1.1. На время пролёта контактов реле при переключении питание катушки осуществляется за счёт накопленного заряда конденсатора С1.
После замыкания контактов реле конденсатор С1 разряжается через резистор R2. При следующем нажатии на кнопку S1, происходит заряд конденсатора С1 из-за чего напряжение на катушке реле падает и происходит размыкание её контактов. Схема возвращается в исходное состояние. Элементы R1 и C1 образуют цепь с постоянной времени в 150 миллисекунд, что достаточно для срабатывания большинства типов электромагнитных реле.
Обратите внимание, что резистор R1 является подстроечным, и следует подбирать под каждое реле индивидуально.
Реле с 2 катушками с розеткой
Простыми словами: подавая определенный ток на электроцепь с реле, оно замыкает (размыкает) другую электроцепь. Схема для наглядности:
Реле имеет 2 раздельных цепи: цепь управления (контакты А1, А2) и управляемая цепь (контакты 1, 2, 3). Цепи никак не связаны между собой.
Между контактами А1 и А2 установлен металлический сердечник, при протекании тока по которому к нему притягивается подвижный якорь (2). Контакты же 1 и 3 неподвижны. Стоит отметить, что якорь подпружинен и пока мы не пропустим ток через сердечник, якорь будет удерживается прижатым к контакту 3. При подаче тока, как уже говорилось, сердечник превращается в электромагнит и притягивается к контакту 1. При обесточивании пружина снова возвращает якорь к контакту 3.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ РЕЛЕ
Устройство реле достаточно просто. Его основой является катушка, состоящая из большого количества витков изолированного провода.
Внутрь катушки устанавливается стержень из мягкого железа. В результате получается электромагнит. Также в конструкции реле присутствует якорь. Он закреплён на пружинящем контакте. Сам же пружинящий контакт закреплён на ярме. Вместе со стержнем и якорем ярмо образует магнитопровод.
Если катушку подключить к источнику тока, то образовавшееся магнитное поле намагничивает сердечник. Он в свою очередь притягивает якорь. Якорь укреплён на пружинящем контакте. Далее пружинящий контакт замыкается с другим неподвижным контактом. В зависимости от конструкции реле, якорь может по-разному механически управлять контактами.
Устройство электромагнитного реле
Данное реле без защитного корпуса. Как видим, реле имеет катушку, стержень, пружинящий контакт, на котором закреплен якорь, а также исполнительные контакты.
На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом:
Условное обозначение реле на схеме состоит как бы из двух частей. Одна часть (К1) – это условное обозначение электромагнитной катушки. Она обозначается в виде прямоугольника с двумя выводами. Вторая часть (К1.1; К1.2) – это группы контактов, которыми управляет реле. В зависимости от своей сложности реле может иметь достаточно большое количество коммутируемых контактов. Они разбиваются на группы. Как видим, на обозначении изображены две группы контактов (К1.1 и К1.2).
Как работает реле?
Как только мы замкнём управляющую цепь выключателем SA1, ток от батареи питания G1 поступит на реле K1. Реле сработает, и его контакты K1.1 замкнут исполнительную цепь. На нагрузку поступит напряжение питания от батареи G2 и лампа HL1 засветится. Если разомкнуть цепь выключателем SA1, то с реле K1 будет снято напряжение питания и контакты реле K1.1 вновь разомкнуться и лампа HL1 выключится.
Коммутируемые контакты реле могут иметь своё конструктивное исполнение. Так, например, различают нормально-разомкнутые контакты, нормально-замкнутые контакты и контакты на переключение (перекидные).
Нормально разомкнутые контакты
Нормально замкнутые контакты
Переключающиеся контакты
Современные широко распространённые реле, как правило, имеют переключающиеся контакты, но могут встречаться и реле, которые имеют в своём составе только нормально-разомкнутые контакты.
У импортных реле нормально-разомкнутые контакты реле обозначаются сокращением NO. А нормально-замкнутые контакты NC. Общий контакт реле имеет сокращение COM (от слова common – «общий»).
Параметры электромагнитных реле
12VDC – это номинальное напряжение срабатывания реле (12V). Поскольку это реле постоянного тока, то указано сокращённое обозначение постоянного напряжения (сокращение DC обозначает постоянный ток/напряжение).
Далее на реле указаны электрические параметры его контактов. Понятно, что мощность контактов реле может быть разная. Это зависит как от габаритных размеров контактов, так и от используемых материалов. При подключении нагрузки к контактам реле нужно знать мощность, на которую они рассчитаны. Если нагрузка потребляет мощность больше той, на которую рассчитаны контакты реле, то они будут нагреваться, искрить, “залипать”. Естественно, это приведёт к скорому выходу из строя контактов реле.
Для реле, как правило, указываются параметры переменного и постоянного тока, которые способны выдержать контакты.
Так, например, контакты реле SONGLE SRD-12VDC-SL-C способны коммутировать переменный ток в 10 А и напряжение 125 В / 250 В. Эти параметры зашифрованы в надписи 10А 250VAC / 10А 125VAC (сокращение AC обозначает переменный ток).
Также реле способно коммутировать постоянный ток силой 10 А и напряжением 28 В. Об этом свидетельствует надпись 10A 28VDC. Это были силовые характеристики реле, точнее его контактов.
ТВЕРДОТЕЛЬНОЕ РЕЛЕ
По сути, твёрдотельное реле является аналогом всем знакомого электромеханического, но выполненного по полупроводниковой технологии.
Такие реле, в зависимости от типа, могут работать как в цепях переменного, так и постоянного тока.
Принцип работы твердотельного реле
Таким образом, вся работа твёрдотельного реле осуществляется в нескольких ступенях разделённых между собой:
- входная цепь (излучающий диод);
- оптическая развязка;
- фотодиод с триггером управления (схема управления);
- цепь коммутации (симистор);
- цепь защиты выходного ключа (варистор и т.п.).
В зависимости от назначения и параметров твердотельного реле оно может иметь различное устройство. Как уже говорилось, в качестве силового ключевого элемента, который коммутирует ток нагрузки, может быть использован симистор, МДП-транзистор, тиристор, диод, биполярный транзистор или IGBT-транзистор. Благодаря этому в продаже можно найти твердотельное реле под любую задачу.
Основные параметры твердотельного реле:
- коммутируемое напряжение Uмакс;
- коммутируемый ток Iмакс;
- управляющий сигнал;
- скорость переключения.
Качественные отличия твердотельных реле от электромеханических
По сравнению с электромагнитными реле, твёрдотельные обладают рядом несомненных преимуществ:
- Допускается не менее миллиарда переключений, что в тысячу раз превышает этот показатель у обычных электромеханических.
- Совместимость с уровнями логических микросхем. То есть ТТР можно управлять прямо с выхода микросхем.
- Отсутствие контактов и, соответственно, дребезга.
- Бесшумная работа, вибростойкость, высокое быстродействие.
- Очень малое энергопотребление.
Следует отметить, что твердотельные реле очень чувствительны к превышению, как напряжения, так и тока. Поэтому, выбирая твердотельное реле необходимо всегда учитывать запас минимум в 20 %. Также эти устройства очень боятся перегрева, а при работе полупроводниковая структура сильно нагревается, поэтому наличие радиатора необходимо. Очень часто коммутируемую цепь шунтируют варистором для защиты от импульсных выбросов.