Elektrikoff09.ru

Журнал "Электросети"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автомобилей

Устройство автомобилей

Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений.
Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля.
По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.

В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.

Автомобильные провода низкого напряжения

Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.

провода, применяемые в системе электрооборудования автомобилей

Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте.
Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.

Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.

Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки.
Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.

Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.

Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от —40 до +105 ˚С.

Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).

Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от —60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.

Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.

На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.

Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм 2 . Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм 2 ) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм 2 ).

Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п.
Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.

Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.

Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.

Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута. Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм 2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.

Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм 2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.

Читайте так же:
Расчетное сечение кабеля по допустимому току

Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.

Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:

Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.

С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.

Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.

Мультиплексная система электропроводки

Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.

Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.

Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.

Высоковольтные провода системы зажигания

высоковольтные провода системы зажигания автомобилей

Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси. Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи.
Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.

Высоковольтные провода делятся на обычные — с металлическим центральным проводником, и специальные — с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.

Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×10 3 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.

Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).

Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×10 3 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.

Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»).
Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки.
Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.

помехоподавительный резистор автомобильной электросети

Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет.
Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.

Читайте так же:
Подрозетники под выключатель света

Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.

Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» — 11 кОм/м).
Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).

Разновидности изоляции

Жилы покрываются изоляцией с целью предотвращения пробоя силой тока. Изоляция может покрывать как жилы по отдельности, так и все вместе. На современных кабелях присутствует, как правило, полимерная или резиновая изоляция.

Например, кабели с поливинилхлоридной изоляцией используются в тяжелых температурных условиях или при возможности контакта с щелочами.

Надеемся, что в данном материале вы нашли ответ на свой вопрос, и теперь сделаете правильный выбор при покупке силового кабеля. Помните, что вариант из меди подойдёт для дома лучше и не забывайте смотреть на отзывы по каждой модели в интернет магазинах.

К любой линии электропередачи предъявляется основное требование — безопасная эксплуатация. Поэтому особо тщательно и внимательно нужно подбирать кабельное сечение, отталкиваясь от мощности и тока. Если проводниковое сечение будет недостаточное, электрическая проводка будет усиленно нагреваться из-за чрезмерной нагрузки. Это приведет к тому, что изоляционная оплетка расплавится. Появится короткое замыкание и возгорание системы.

Если выбирать провода c большим сечением, возгорания не произойдет, но пользователь неоправданно потратит свои денежные средства. Самым рациональным вариантом в таком случае будет осуществление подбора кабеля, отталкиваясь от сечения жилы. Выбор сечения необходимо делать, отталкиваясь от:

силы тока в амперах;

мощности заряда в киловаттах;

материала изготовления проводки (меди или алюминия);

Выбор сечения по мощности

Выбор сечения провода по мощности нужно начинать, проводя небольшие расчеты. Для этого необходимо суммировать мощности всех используемых электрических устройств, которые будут одновременно использованы в квартире, частном доме. Узнать этот показатель можно, отыскав его в технической документации.

Обратите внимание! Суммируя мощность, необходимо прибавлять 1-2 киловатта на покупку, подключение новых электроприборов.

Чтобы обустроить внутридомовую электрическую проводку, следует пользоваться медными кабелями. Несмотря на то, что цена на них выше, они имеют улучшенную:

Медные провода лучше использовать в старых домах. Однако нужно учесть, что нельзя допускать прямой контакт медных и алюминиевых жил. Они быстро окисляются. Это приводит к короткому замыканию и пожару. Чтобы их соединить, необходимо использовать третий кабель. Расчет сечения по мощности можно осуществить самостоятельно, используя формулу: деление мощности на произведение напряжения и постоянного показателя 1,73. Затем, пользуясь справочной таблицей, определить кабельное сечение, вычислив рассчитанный ток. При отсутствии необходимого показателя, необходимо выбирать близкий, превышающий расчетный показатель.

Ниже представлена таблица, по которой можно ориентироваться с выбором кабеля в каталоге Кабель.Онлайн, отталкиваясь от суммарного показателя мощности электроприборов в сети с напряжением в 220 вольт.

Выбор сечения по току

Заряд, который проходит по кабелю, непостоянный. Он изменяется по длине с сечением, удельным сопротивлением и проводниковой температурой. Поэтому подбирать кабель по току нужно, отталкиваясь от другой таблицы. Следует помнить, что выбирать его следует, отталкиваясь от схемы ПУЭ, раздела допустимых длительных токов для проводников, имеющих резиновую или пластмассовую изоляцию.

Расчет проводникового сечения по длине, мощности

Из-за сопротивления материала, проводник может терять заряд, проходя от точки А в точку В. Чем больше в длину проводник, тем больше расход на выходе. Потери возникают на километровой линии электрических передач. Для домашней проводки потери несущественные, поэтому их можно не принимать во внимание.

Читайте так же:
Что такое ток включения светодиода

Открытая, закрытая проводниковая прокладка

Рассчитывая нагрузку на проводник, нужно принимать во внимание особенности прокладки электролинии. Она может быть размещена открытым или закрытым способом. Закрытую электропроводку ставят в бетонных, кирпичных и блочных стенках. Ее помещают в особые канавки-штробы. В сооружениях, сделанных из дерева, прокладку осуществляют открытым способом в гофрах или кабельных каналах. Для закрытых электромонтажных работ эксперты рекомендуют применять провода плоского типа, а для открытых — круглого. Интересно, что открытая проводка позволяет проводнику меньше нагреваться и быстрее охлаждаться.

В результате, рассчитывать сечение кабеля по мощности и току нужно обязательно, придерживаясь ПУЭ и приведенных выше таблиц. В противном случае, можно вызвать короткое замыкание и возгорание.

Как вычислить

Делая расчет сечения провода, нужно помнить простую закономерность – чем больше подключенные к нему устройства потребляют тока, тем больше должен быть диаметр жилы и массивнее сам провод. Легче всего сечение определить в однопроволочной жиле по следующей формуле:

формула расчета сечния провода по диаметру

Здесь d – означает диаметр жилы (мм), а S – искомая площадь сечения (мм²).

Чуть сложнее вычислять диаметр многопроволочной жилы – здесь надо измерить диаметр каждой отдельной проволочки и найти их среднее значение, тогда формула приобретает следующий вид:

расчет сечения многожильного провода

Где n – обозначает число жил, d – средний диаметр, S – искомая площадь сечения. Также допускается измерить диаметр одной проволочки и умножить результат на их количество. Формула остается такой же, только d теперь будет не средний диаметр, а измеренный по одной проволочке.

Если подсчетов предвидится много, то рассчитать сечение провода можно при помощи специального калькулятора сечений кабелей онлайн, в который просто нужно внести все данные про число и диаметр токонесущей жилы и он выдаст результат.

Справочная информация

Приветствую!

На странице собрана справочная информация из различных источников. Для этой статьи не существует какого-то одного источника, все цифры и определения были найдены в сети интернет в различных местах: как русскоязычных, так и иностранных. Любые совпадения с реально существующими данными НЕ случайны!

1. Начну, пожалуй, с сечения проводов и кабелей, которые приняты в России, и их соответствие американскому стандарту.

Для справки. AWG – American Wire Gauge – американский калибр провода. Эта система обозначений диаметров одножильных проводов используется с 1857 года. Чем больше число в обозначении калибра, тем меньше диаметр провода. Это объясняется тем, что для тонкого провода необходимо больше проходов через волоки. (Волочение – это процесс, при котором обрабатываемая заготовка, в данном случае проволока, проходит через волочильный инструмент (волоку) и принимает форму и размеры его внутреннего канала). Система AWG применяется к одножильным проводам. Для определения сечения многожильного провода берется эквивалентный калибр одножильного. Провод калибра 36 AWG имеет диаметр 0.005 дюйма, а 0000 AWG 0.46 дюйма. Отношение этих диаметров 1:92. Диаметры двух соседних калибров отличаются на константу. Между максимальным калибром (36 AWG) и минимальным (0000 AWG) имеется 39 промежуточных. Поэтому константа, на которую отличаются диаметры соседних калибров, равна корню 39-ой степени из 92 – это округленно 1.12293 раз. А два калибра через один будут отличаться в 1.12293 в квадрате – это 1.26098. Пример: 20 AWG = 0.812 мм. Умножаем 0.812 на 1.12293 получаем 0.912 мм, что соответствует следующему калибру 19 AWG. 0.912 мм умножим на 1.26098 получим 1.15 мм, а это уже 17 AWG.

Еще есть стандарт ASTM B258 – 02 (2008) – Стандартные технические условия для стандартных номинальных диаметров и сечений по AWG размеров круглых проводов, используемых в качестве электрических проводников. Диаметр провода, больший, чем диаметр калибра 0 AWG, обозначается несколькими нулями. А несколько нулей в обозначении калибра можно заменять цифрой. Например, вместо 0000 AWG можно написать 4/0. Далее – две таблицы с характеристиками проводов.

AWG таблица AWG таблица

И несколько эмпирических правил:

  • При увеличении сечения провода вдвое, калибр AWG уменьшается на 3. Например, 2 провода 17 AWG (1.04 кв.мм.) имеют примерно такое же сечение, что и 1 провод 14 AWG (2.08 кв.мм.).
  • При удваивании диаметра провода, калибр уменьшается на 6. Например, если удвоить диаметр провода калибра 20 AWG (0.81 мм), то получим диаметр провода калибра 14 AWG (1.62 мм).
  • Уменьшение номера калибра в 10 раз (например, 10 AWG и 1/0 AWG), увеличивает сечение и вес примерно в 10 раз, а также уменьшает сопротивление провода примерно в 10 раз. Например, провод 10 AWG имеет сечение 5.26 кв.мм. и сопротивление 3.28 мОм/м, а провод калибра 1/0 AWG 53.5 кв.мм. и 0.322 мОм/м соответственно.
Читайте так же:
От чего телевизионный кабель бьет током

2. Потери в проводе.

До недавнего времени тут была размещена таблица с потерями в проводе длиной 5 м. В таблицу были занесены данные, найденные в интернете. Более подробное изучение вопроса подтолкнуло к созданию двух новых таблиц. Первая таблица – это сопротивление 1 метра провода в зависимости от сечения и от металла или сплава, из которого он изготовлен. Сопротивление провода равно произведению удельного электрического сопротивления материала и длины провода, деленному на площадь поперечного сечения: R = (ρ*l)/S

Сопротивление провода

Вторая таблица – потери в 1 метре провода в зависимости от материала, сечения и тока. Известен ток, проходящий по проводу в нагрузку, из первой таблицы известно сопротивление. Можно легко посчитать потери в проводе, т.е. падение напряжения. Чтобы таблица не получилась слишком громоздкой, в ней приведены наиболее распространенные сечения, материалы, из которых провода изготавливаются, и несколько значений тока.

Потери в проводе

Если провод больше 1 м или другая сила тока, то потери можно посчитать через пропорцию. Необходимо помнить, что нагрузка подключается двумя проводами, т.е. нужно учитывать длину провода от источника к нагрузке и длину провода от нагрузки к источнику.

Данные в таблицах могут незначительно отличаться от данных из других источников. Это может быть обусловлено разбросом значений удельного электрического сопротивления, которое зависит от химической чистоты металлов. Для расчетов использовались следующие значения удельного электрического сопротивления:

Удельное сопротивление

Что ни говори, а лучшим объяснением является пример! Пусть какой-то аккумулятор питает лампу накаливания 12 В 50 Вт. На клеммах аккумулятора напряжение 12 В. Ток текущий по проводам равен току потребления лампы 50 Вт/12 В = 4.2 А. Пусть лампа подключена к аккумулятору медными проводами сечением 2.5 кв. мм. и длиной по 1 метру каждый. Из таблицы потери в 1 метре медного провода сечением 2.5 кв. мм. при токе 0.1 А равны 0.00068 Вольта. В нашем примере ток равен 4.2 А. Составляем пропорцию, считаем потери в одном проводе при 4.2 А длиной 1 м: (0.000684.2)/0.1=0.02856 Вольта. Так как провода 2, то удваиваем значение: 0.028562=0.05712 Вольта. Это и будут общие потери в проводах. Т.е. на цоколе лампы напряжение составит 12-0.05712=11.943 Вольта. Конечно, это очень мало, не каждый вольтметр измерит такое падение. А если длина проводов составит 100 м каждый? Тогда общие потери будут равны: 20.02856100=5.712 В. Это уже значительно. До лампы дойдет только 12-5.712=6.288 В и она будет светить вполнакала. Ради интереса посчитайте напряжение на той же лампе с таким же источником, но лампа подключена двумя медными проводами сечением 0.3 кв. мм. и длиной 10 м каждый.

3. Допустимый длительный ток для проводов с резиновой или поливинилхлоридной (ПВХ) изоляцией. Взято из правил устройства электроустановок (ПУЭ), глава 1.3.

Допустимый длительный ток

4. Кодовое обозначение резисторов для поверхностного монтажа и танталовых конденсаторов.

Фирма Yageo в 2012 году разработала самые мелкие резисторы размера 0075. Но я наткнулся на эту информацию недавно, поэтому обновил таблицу.

Кодовое обозначение SMD резисторов и конденсаторов

Резисторы с кодом в виде одного или нескольких нулей представляют собой обычные перемычки.

В большинстве случаев, кодом из 3 цифр маркируют резисторы с точностью 5%, 4 цифры – 1% и меньше.

Из-за ограниченного места на корпусе резистора некоторые производители для точных резисторов 1% и меньше маркируют резисторы стандартным кодом, состоящим из трех цифр, и подчеркивают одну цифру в обозначении. Например, 2 7 3 означает резистор сопротивлением 27 кОм с точностью 1%. Иногда подчеркивают все 3 цифры в обозначении: 273

Но не стоит путать обычные резисторы с чип-резисторами для измерения тока (токовые датчики). В их кодовом обозначении тоже может быть как нижнее, так и верхнее подчеркивание. Пример: резистор размером 0805 фирмы Yageo R003 – 0.003 Ома. Токовый резистор 101 – 0.101 Ома.

Читайте так же:
Gb98aern снизить ток подсветки

Номиналы резисторов – не случайные величины. Существуют стандартные ряды номиналов. Каждый ряд – это значения от 1 до 10. Между собой ряды различаются количеством этих значений. Это количество указывается в названии ряда. Например, стандартный ряд Е24 – это 24 номинала от 1 до 10, в ряду Е96 96 значений. А номиналы получают путем умножения значений на десятичный множитель (в системе EIA-96 обозначается буквой). Стандартные ряды зарубежных компонентов обозначают по-другому: EIA-24, EIA-96, EIA192. EIA – это аббревиатура Альянса отраслей электронной промышленности (Electronic Industries Alliance, до 1992 года назывался Electronic Industries Association).

Иногда при расчетах, например, делителей напряжения, бывает необходимость подобрать резистор стандартного номинала, ближайший к расчетному значению. Для этого смотрим таблицу:

Стандартный ряд резисторов

Больше всего значений в ряду Е192 (EIA-192). Для подбора компонентов из этого ряда удобней использовать отдельную таблицу:

Стандартный ряд номиналов EIA-192

К стандартному значению из таблицы просто добавляется множитель, т.е., например, для значения 9.76 из таблицы существует резисторы сопротивлением 0.0976 Ом, 0.976 Ом, 9.76 Ом, 97.6 Ом, 976 Ом, 9.76 кОм, 97.6 кОм, 976 кОм, 9.76 МОм, 97.6 МОм. Но не все номиналы резисторов доступны в одинаковом типоразмере корпуса. К примеру, у фирмы Bourns существует отдельная серия (CRL-Series, Low Value Chip Resistors) резисторов на номинал от 0.01 Ом. В этой серии резисторы от 0.02 Ома до 0.047 Ома доступны только в корпусах, начиная с размера 1206 и больше. А номинал от 0.05 Ома до 0.091 Ома Bourns производит в корпусах 0805 и больше.

В основном резисторы из ряда EIA-24 имеют допуски 5%, реже 1%, из ряда EIA-48 – 2%, EIA-96 – 1% (бывают 0.5%), а для ряда EIA-192 допуск чаще всего бывает 0.5%, 0.25%, либо 0.1%.

Основные размеры и характеристики чип-резисторов в зависимости от корпуса:

Размеры smd резисторов

И, конечно, в связи с набирающим популярность импортозамещением не могу не упомянуть про отечественных (российских) производителей резисторов для поверхностного монтажа. Вот некоторые:

Группа компаний “Каскад-телеком” (г. Москва) – резисторы Р1-112.

Конструкция проводов АКБ

В общем случае провод АКБ устроен просто. Его основу составляет многожильный медный провод большого сечения (от 16 до 80 и более кв. мм), заключенный в одно- или многослойную изоляцию из ПВХ, материалов на основе резины или других полимеров. На каждом конце провода монтируются клеммы, одна для соединения с клеммой аккумулятора, другая для подключения к стартеру, «массе» или другим потребителям. В месте соединения провода с клеммой может использоваться дополнительная изоляция.

Со стороны подключения к АКБ клемма должна соответствовать одному из указанных выше стандартов. Наиболее часто используются накидные клеммы с зажимом, которые подходят для АКБ с конусными клеммами. С обратной стороны обычно используются силовые клеммы под болт в виде лопаток или сплющенных трубок. В перемычках обе клеммы соответствуют одному стандарту, однако, одна из них плюсовая, а вторая минусовая. Конструкция, размеры и конфигурация клемм зависит от модели транспортного средства, для которого предназначен данный конкретный провод.

Клеммы могут защищаться от грязи, попадания воды и других негативных воздействий накидными пластиковыми кожухами. На проводе также может располагаться дополнительная гофрированная изоляция.

Изоляция

Хорошая, качественная изоляция является важным критерием при выборе пусковых проводов для прикуривания авто. Однако нужно помнить о том, что большой слой резины (изоляционного материала) на кабеле может использоваться недобросовестными производителями для маскировки тонкого пучка жил, который будет не в состоянии пропускать необходимый ток для запуска транспортного средства.

Качественная изоляция должна обладать хорошим запасом прочности, оставаться шибкой и не затвердевать при воздействии низких температур. При изготовлении пусковых проводов высокого качества, используется изоляционный материал, способный не терять свои свойства и эластичность даже при воздействии экстремально низких температур (до -40 градусов по Цельсию).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector