Импульсные реле для управления освещением в доме Видео
Импульсное реле — это электронное устройство (прибор электроавтоматики), которое последовательно замыкает и размыкает встроенный контакт при подаче на вход управления короткого импульса.
Работает реле так:
- первое нажатие — встроенный контакт замыкается
- второе нажатие — размыкается
- и далее, по кругу.
Иногда такие реле называют бистабильными.
Для формирования управляющего импульса часто используют кнопочные выключатели, без фиксации. Ещё их называют «выключатели звонкового типа».
К контактам импульсного реле может быть подключена любая электрическая нагрузка: лампа, светильник, электродвигатель, электрический замок. Да что угодно, лишь бы ток не превышал максимально допустимый для внутрених контактов реле.
Внешнее исполнение — стандартное, для установки на дин-рейку или в монтажную коробку.
Общее представление об устройстве и его возможностях
Рассматриваемый элемент автоматики имеет несколько названий: импульсное, бистабильное или блокировочное реле. Его работа заключается в изменении состояния контакта (нескольких контактов) при поступлении напряжения на вход. Для осуществления коммутации на реле подается кратковременный электрический импульс, то есть выключатель или кнопка должны иметь возвратное действие после нажима. Размыкание контактов происходит при повторной подаче импульса. Читайте также статью ⇒ Подключение указательное реле.
Внешний вид импульсных реле от производителей из разных стран
«Начинка» устройства способна запоминать свое конечное состояние и сохраняет его даже в случае прекращения электроснабжения. При восстановлении сети, контакты останутся в прежнем положении и произведут переключение только после поступления сигнала на вход устройства. Таким образом, аварийные отключения электроэнергии не могут повлиять на положение переключателя.
Электромагнитное или электронное
На многочисленных форумах электриков не утихают споры о том, какой тип импульсного реле лучше, электронный или электромагнитный? Каждый приводит свои аргументы, доказывающие, что выбранный им тип реле лучше, чем другой. Оппоненты приводят на это свои аргументы. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, какие характеристики присущи обоим типам реле.
- Электромеханическое реле не боится скачков напряжения, нечувствительно к помехам, но не поддерживает синхронное управление по одному проводу (современные модели лишены этого недостатка).
- Электронное реле боится скачков напряжения, чувствительно к помехам, но поддерживает синхронное управление по одному проводу Кроме того, лестничный автомат в составе многих реле позволяет регулировать скорость их срабатывания при подаче управляющего сигнала.
Назначение бистабильных реле заключается в регулировании цепями освещения либо другими потребителями. Их устройство базируется на таких элементах:
- Постоянный магнит.
- Катушка.
- Якорь.
- Система контактов.
- Полюсные наконечники магнитопровода.
- Винты для регулировки.
- Корпус.
Якорь прикрепляется к металлическому основанию в середине катушки вместе с контактами. В бистабильных реле подвижные контакты, за исключением штепсельного типа реле, в котором группа контактов содержит подвижные и неподвижные контакты. Корпус выполняется в виде прозрачного колпачка с ручкой.
В некоторых моделях внутри колпачка монтируют переключатели для ручного управления переключением реле и блинкеры для индикации контактов. Блинкеры представляют собой механические элементы.
Принцип действия
Бистабильное реле контролируется импульсами, это значит, чтобы включить устройство требуется подать управляющий импульс для замыкания контактов и такой же импульс для размыкания контактов, чтобы выключить прибор.
Размыкание и замыкание контактной группы обеспечивает катушка, установленная в реле. С её помощью реле при подаче напряжения втягивает сердечник. После чего контактная система замыкается либо размыкается, в зависимости от её исходного положения.
Для подачи питания на катушку реле необходимо кратковременно нажать на кнопочный выключатель. Тогда питание на катушку замкнёт свой силовой контакт и при этом подаст питание к нагрузке. После следующего нажатия на кнопку силовые контакты импульсного реле размыкаются, а цепь нагрузки разрывается.
Разновидности бистабильных реле
На рынке можно обнаружить различные модификации импульсных реле. Они могут отличаться своим корпусом, принципом работы или иметь другие различия. Объединяются бистабильные реле в одну группу по своему назначению, но по принципу действия их делят на два вида:
- Электромеханические.
- Электронные.
Конструктивное исполнение электромеханических бистабильных реле имеет сходство с устройством модульных контакторов. Катушка модульного контактора, находящегося в рабочем режиме, всегда под напряжением, а катушка импульсного реле получает только кратковременные импульсы. Реле, основанное на импульсах, потребляет электроэнергию исключительно в момент коммутации.
Главными составляющими являются следующие элементы:
- Катушка.
- Контактная группа.
- Пружинная система.
- Рычажная система.
Работа электромеханических бистабильных реле практически не отличается от простых электромеханических реле. Они способны поочерёдно включать и отключать устройства, когда поступают импульсы на катушку.
Электронные реле отличаются своей конструкцией от электромеханических. Так как у них нет сердечника и собраны эти реле на основе микроконтроллера. Приборы имеют полупроводниковый элемент (ключ) с микропроцессором или релейный вход. Контроллеры предназначены для управления коммутацией нагрузки и слежения за сигнальным входом. В некоторых моделях микроконтроллёры соединены с таймерами, благодаря этому можно собирать своеобразные схемы на базе одного реле.
Импульсные реле выпускаются разных мощностей и могут иметь следующие отличия:
- Количество контактов.
- Тип контактов.
- Число полюсов.
- Тип поляризации.
- Номинальный ток силовых контактов (16 А, 32А).
- Способ установки:- навесной;- на DIN рейку в распределительный щит.
Реле навесного типа часто устанавливают под навесным потолком, а также в распределительной коробке.
Основное применение
Импульсные реле имеют разное назначение. Некоторыми моделями пользуются на тепловых и атомных станциях, другими в быту для управления разными светильниками из нескольких точек в доме. Широко распространено реле этого типа в железнодорожной сфере, его применяют для улавливания импульсов рельсовых цепей, контролирующих рельсовые линии на станциях. Также приборы эксплуатируются для автоматизации разных процессов в сфере телемеханики и производстве.
С помощью бистабильных реле организовывают регулирование освещением, как и с помощью проходных выключателей. Но в реле, управляющихся импульсами, намного больший функционал, поэтому их можно применять в конструкциях систем автоматического управления. Они позволяют управлять не одной группой освещения из разных мест при помощи кнопочных выключателей соединённых параллельно. Благодаря чему можно создать централизованное управление всеми осветительными приборами в доме, чтобы уходя из дому, гасить полностью освещение в здании, путём нажатия на один выключатель.
Импульсные электронные реле с таймером удобно использовать на лестничных пролётах либо проходных коридорах.
Технические характеристики импульсных реле
Стоимость бистабильных реле зависит от марки и производителя. Недорогие российские модели стоят от 800 до 4 тысяч рублей. Более дорогие реле от известных производителей могут стоить до 10 тысяч рублей. Все реле выпускают в двух основных модификациях:
- для установки в монтажную коробку (подрозетник);
- для установки на DIN рейку.
Электромеханические реле оснащены клеммами для подключения проводов, а электронным необходима монтажная планка, хотя, можно обойтись и пайкой с последующей изоляцией термоусадочными трубками. В большинстве случаев максимальный ток нагрузки для любых типов реле составляет 8 ампер на каждую группу контактов. Поэтому электромеханические реле обеспечивают эффективную коммутацию нагрузки при токе до 8 ампер на каждую группу контактов. Электронные реле в большинстве случаев обеспечивают коммутацию лишь одного осветительного прибора.
Практическое подключение реле
Перед началом работ обязательно отключаем напряжение в электро цепи и проверяем с помощью тестера наличие потенциала 220 В на проводах, с которыми будем работать.
Подключите кабель питания ( 2 ) к разъему фазного провода.
Между коробом и реле проведем двухпроводный кабель. Коричневый провод подключим к разъему, чтобы могли нажать внешнюю кнопку.
Второй провод , синий, на нем будет потенциал. Подключим его к управляющему контакту ( A2 ) реле.
Следующий шаг , соединить зажим ( A1 ) с разъемом нейтрального провода, а также подключить провода к лампе. Проводники и защита нейтрали подключаются к соответствующим разъемам, а коричневый провод (фаза) к клемме ( 1 ) реле так, чтоб оно работало получая потенциал, подаваемый на зажим ( 2 ).
Соединение кнопки классическое. Подключите шнур питания к клемме ( L ) и к клемме ( 2 ) провода, с помощью которого передадим короткие импульсы управления реле.
Затем присоединяем к схеме еще одну кнопку. Для этого проведем двухпроводный кабель между двумя коробками.
Во второй можем установить кнопку звонка с подсветкой чтоб видеть изменения потенциала на ней. Метод подключения аналогичен. Соединяем провода по цвету также, как и в первой кнопке.
Всё готово , понажимайте и проверьте работу тестовой системы.
Информационный бизнес сайт
Общий смысл подключения через реле — нагрузка на выключатель, который управляет устанавливаемым оборудованием. В состоянии покоя, т.
А чем больше деталей — тем меньше надежность. In: Бизнес секреты Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.
Схема подключения центрального замка при дополнительно установленном активаторе активаторах к сигнализациям, не имеющим встроенных реле интерфейса центрального замка. Контакты 30 и 86 поменяны местами.
А именно. Контакты обеспечивают управление электроцепью, размыкая и замыкая ее.
У вас нет возможности отключить ДХО до тех пор, пока вы не вытащите ключ из замка зажигания.
Напряжение подключается к катушке, магнитное поле притягивает якорь, он замыкает или размыкает контакты.
Скачать тут.
Импульсное реле принцип работы и схема подключения. Часть 2
• Для увеличения кликните по изображению:
Конструкция реле ИВГ
Импульсное герконовое реле ИВГ было разработано и введено в эксплуатацию на железных дорогах России в 1983 году взамен реле ИМВШ-110, отличавшегося большими габаритами, весом около 2 кг, небольшим сроком эксплуатации и ненадёжной системой контактов. Кроме того, затраты на обслуживание и стоимость реле ИМВШ-110 были существенно выше.
В реле серии ИВГ роль переключающего контакта выполняют магнитоуправляемые контактные пружины из мягких металлов или их сплавов (натрий, медь, олово), заключённые в стеклянную герметичную ампулу. Внутренняя среда ампулы — вакуум или инертный газ.
Достоинства реле ИВГ
- Герконовое реле имеет коммутационный ресурс, превышающий износостойкость реле с обычными негерметизированными металлокерамическими контактами на основе серебра в 10 раз.
- Срок эксплуатации без профилактического ремонта (при правильном техническом обслуживании) — 10 лет и более.
- Не требуют регулировки.
- Практически отсутствует коррозия контактов и искрообразование.
- Имеют стабильное сопротивление контактов.
- Обладают высоким быстродействием.
- Имеют небольшие габариты.
- Более низкая стоимость реле.
Недостатки
- Импульсное реле типа ИВГ не относится к I классу надёжности, т. к. возможно одновременное перемыкание ртутью всех контактов сразу: переключающего, размыкающего и замыкающего. Чтобы восстановить работоспособности реле, ртутный геркон нужно встряхнуть.
Общего норматива для этой процедуры нет. Во избежание остановки работы дешифратора и движения поездов, к которым может привести перемыкание всех контактов, на некоторых железных дорогах РФ руководствуются местными постановлениями, предписывающими производить переворачивание реле раз в 2-3 месяца. Подобные отказы реле особенно характерены для ИВГ I поколения — с натриевой амальгамой.
Модернизированное импульсное реле ИВГ-В
Импульсные реле ИВГ-В (а) и ИВГ-КР (б)
В 1993 году импульсные реле ИВГ были переименованы в ИВГ-М. Это было обусловлено изменением значений напряжения срабатывания и отпускания реле. ИВГ-М послужили базой для создания модернизированного реле ИВГ-В. Отличительная особенность ИВГ-В — внутреннее расположение геркона.
Помимо этого, в усовершенствованном реле ИВГ-В была изменена конструкция магнитной системы, доработан искрогасительный контур, индикация работы геркона стала осуществляться с помощью светодиодов.
Однако один из основных дефектов реле ИВГ — перемыкание контактов, не был устранён. В перечне причин отказов приборов большАя доля приходилась именно на перемыкание (слипание) контактов.
Усовершенствованные герконовые реле ИВГ-КР и ИВГ-КРМ
Импульсное реле ИВГ-КРМ
Для устранения этого недостатка был применён метод дублирования герконов, что позволило автоматизировать контроль состояния реле — в случае отказа основного геркона резервное включается автоматически.
Именно по этому принципу были созданы импульсные путевые приёмники ИВГ-КР и ИВГ-КРМ.
В ИВГ-КРМ, помимо дублирования герконов, дополнительно использована схема автоматического включения подогрева при критически низких температурах воздуха, что значительно снизило риск замерзания ртути.
Однако стоимость реле ИВГ-КР и ИВГ-КРМ значительно дороже первых модификаций. Так цена на импульсное реле ИВГ-КР — около 8 000 руб. Цена на реле ИВГ-КРМ — около 18 500 руб. Подробнее ознакомиться с ценами можно здесь.
Кроме того, данные реле существенно сложнее первых разработок, в том числе и в обслуживании, и не исключают полностью возможность отказов из-за обозначенных выше недостатков, присущих всем реле серии ИВГ.
Чтобы заказать или купить импульсное реле типа ИВГ, воспользуйтесь корзиной на странице товара или наиболее удобной для Вас формой заказа.