Elektrikoff09.ru

Журнал "Электросети"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле

Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле

Превышенная норма тока утечки в автомобиле будет способствовать разряду аккумулятор во время стоянки. С причинами и проверкой утечки стоит разбираться отдельно. На начальном этапе главное понять, какая допустимая утечка и сколько миллиампер являются нормой для конкретного авто, поскольку потери будут зависеть от количества и наименования источников потребления энергии. Онлайн калькулятор, используя формулу — Емкость АКБ (А) * число k, поможет быстро подсчитать допустимый ток утечки.

Утечку тока стоит проверять как можно чаще, особенно в сырую погоду!

Негативное влияние и последствия токовых утечек

Утечка тока оказывает негативное влияние не только на технику и оборудование. Всем известно, что проводники с электрическим током создают вокруг себя магнитное поле промышленной частоты. Основными источниками таких полей служат силовые трансформаторы, электродвигатели, распределительные устройства. Электрический ток выделяется из всех систем электроснабжения, имеющихся в здании. Действие магнитного поля наиболее активно на расстоянии 15-20 см от источника. По мере удаления, его действие постепенно снижается.

Магнитное поле, вызванное токами утечки, оказывает заметное негативное влияние на компьютерную технику. Нередко происходит искажение изображений на мониторе, которые становятся дрожащими или плавающими. Растр покрывают цветные пятна. В некоторых случаях наблюдается полное или частичное исчезновение картинки в течение нескольких секунд.

Магнитное поле отрицательно влияет не только на изображение. Под его воздействием в информационных кабелях происходит индуцирование переменных токов промышленной частоты. Поэтому сбои в работе оборудования могут возникнуть даже при наличии нормальной системы заземления. На работу компьютерных систем отрицательно влияют переменные токи, протекающие по металлическим конструкциям и трубам, нулевым защитным проводникам, оболочкам телекоммуникационных кабелей. Это приводит к сбоям и зависаниям компьютеров, в интерфейсных, информационных и сигнальных кабелях появляются токи помех. Нарушается нормальная работа прочего офисного оборудования.

Приборы для проверки утечки тока

Чтобы проверить уровень потерь тока на автомобиле, специальное оборудование не требуется. Достаточно наличие мультиметра.

Недорогой прибор китайского производства можно найти в продаже от 300-500 рублей. Этого будет достаточно для проверки токов силой до 10 А.

Профессионалы используют амперметры или токовые клещи, но это не обязательно.

Перед проверкой нужно выключить зажигание. На мультиметре вставьте красный щуп в гнездо для замеров силы тока. Переключатель нужно установить в режим замеров силы постоянного тока до 10 А.

rezim izmerenia multimetrom

Режим измерения силы тока на мультиметре.

Отсоедините от батареи минусовую клемму и приложите к ней щуп, второй щуп присоедините к минусовому контакту АКБ.

Мультиметр покажет уровень потерь в электросистеме при отключенных потребителях.

proverka urovnj toka

Проверка уровня потери тока в состоянии покоя.

Еще проще проверять уровень потерь с помощью токовых клещей. При использовании этого прибора не потребуется отсоединять клеммы, что важно для автомобилей, оборудованных компьютерами. Поиск источника потерь тоже становится проще.

Чтобы провести проверку, достаточно поместить в рабочее кольцо кабель, идущий от плюсового или минусового провода.

Если на дисплее перед проведением измерения есть какие-то цифры, а не «0», то перед измерением нажмите кнопку обнуления показателей.

Читайте так же:
Пусковые токи блоков питания для светодиодных лент

ispolzovanie tokovih klescei

Использование токовых клещей.

Удобство клещей в том, что с их помощью можно проверить потери тока на любом проводе, что позволяет легко находить места утечек.

Проверка целостности жил

Высоковольтные испытания кабеля фото

Целостность жил проверяется омметром. С жилой и проводником формируется замкнутая цепь, и последовательно замеряется сопротивление компонентов кабеля. Перед применением омметра осуществляется его осмотр на предмет отсутствия повреждений. Затем выполняется его пробное тестирование при разведенных и соединенных щупах.

При проверке механическим прибором для исключения погрешности его размещают на горизонтальной плоскости. Из-за изменчивости сопротивления изоляционного слоя в зависимости от внешних факторов проверка ведется минимум 1 минуту. Значения фиксируются с 15 секунды.

Проверка целостности жил включает в себя следующие шаги:

  • Отвод людей из испытываемой части электроустановки.
  • Заземление выводов объекта испытаний.
  • Контроль отсутствия напряжения.
  • Удаление и очистка изоляционного покрытия кабеля.
  • Установка измерительных щупалец мегомметра.
  • Снятие заземления.
  • Поочередная проверка изоляции всех жил.
  • Занесение результатов проверки в протокол.
  • Отключение автоматов и отсоединение нулевых проводов от клеммы.

Все проверочные работы выполняются в резиновых перчатках, со строгим соблюдением требований безопасности. В случае выявления дефекта проверяемая часть разбирается, чтобы отыскать и ликвидировать неисправность. По завершении работ остаточный заряд мегомметра снимается коротким замыканием, с разряжением щупов друг с другом.

Как проверить утечку тока

Для проверки понадобится амперметр, либо мультиметр с функцией измерения постоянного тока

мультиметр с функцией измерения тока

А также гаечный ключ на 10 мм, чтобы отключить клемму 31 АКБ (минусовая клемма).

Внимание! Для замера отключать можно любую клемму (хоть плюс, хоть минус), но в целях безопасности лучше отключать минусовую! Если отключать плюсовую, то по неосторожности можно ключом коснуться металлических частей кузова и устроить короткое замыкание.

Внимание! Перед отключением клеммы от АКБ все потребители должны быть выключены. Ключ извлечен из замка зажигания и взят с собой. Это, во-первых, защитит электрооборудование от скачков напряжения. А, во-вторых, обезопасит Вас от проблем, если при подключении клеммы обратно, сработает охранная система и закроет замки дверей, а доводчик закроет стекла.

Отключаем клемму 31 АКБ

Отключаем клемму 31 АКБ

“Минусовой” щуп мультиметра подключаем к минусовой клемме АКБ

Как проверить утечку тока мультиметром

Это удобно сделать через отрезок провода, так как щуп не всегда можно зафиксировать на клемме

Проверка утечки тока

А “плюсовой” щуп подключаем к проводу, который мы отключили от АКБ. То есть, подключаем мультиметр последовательно (в разрыв цепи)

Проверка тока утечки

После этого отработает центральный замок (если есть) и на дисплее отобразится ток потребления системами автомобиля. Мы видим 140 мА

Ток потребления автомобиля

А теперь внимание! Не спешите делать выводы и проводить расчеты, через сколько этот ток разрядит АКБ.

Просто сядьте на табурет и ждите примерно одну минуту. Через это время все системы авто перейдут в состояние покоя и Вы увидите реальный ток потребления или утечки

Норма тока утечки

Как видим, показания обрели нулевые значения.

Примечание. На этом автомобиле отсутствует сторонняя сигнализация и отключена магнитола.

Вот так можно легко проверить ток утечки и ток потребления.

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

В соответствии с ПУЭ, минимальная длина пути тока утечки по изоляторам нормируется в зависимости от степени загрязненности атмосферы (СЗА). Установлено семь уровней СЗА: к районам с первым уровнем СЗА отнесены леса, тундра, болота, луга с незасоленными почвами, не попадающие в зону влияния промышленных и природных источников загрязнения; к районам со вторым уровнем СЗА – районы со слабозасоленными почвами и сельскохозяйственные районы, в которых применяются химические удобрения и химическая обработка посевов; к районам с третьим – седьмым уровнями СЗА – районы с промышленными источниками загрязнения различной интенсивности, зависящей от расстояния от источника, характера и объемов производства.

Читайте так же:
Настенный выключатель света схема

Соотношение уровней СЗА может быть охарактеризовано относительными значениями минимальной длины пути тока утечки по гирлянде изоляторов, приведенными в табл. 2.13 (за единицу приняты значения для первого уровня СЗА).

Относительные значения минимальной длины пути тока утечки для различных уровней СЗА

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

В соответствии с данными табл. 2.13 при увеличении уровня СЗА должно быть соответственно увеличено число изоляторов в гирлянде. Их отношение для различных уровней СЗА (табл. 2.14) приблизительно соответствует отношениям табл. 2.13 – для линий напряжением 110 кВ и выше число изоляторов в гирлянде в районе с седьмым уровнем СЗА больше, чем в первом в 2,5 раза, а для линий напряжением 6–35 кВ – в 2 раза. Значения напряжения, приходящегося на один изолятор линий, приведены в табл. 2.15. 86

Среднее число изоляторов на опорах ВЛ при различных уровнях СЗА

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

В нормальном эксплуатационном режиме по изоляторам течет так называемый фоновый ток утечки. Специфика процесса протекания фонового тока состоит в том, что его увеличение приводит к подсушиванию увлажненной поверхности изоляторов и последующему увеличению их сопротивления, в результате чего ток стабилизируется на определенном уровне. По оценкам специалистов ОАО «НИИПТ», длительный фоновый ток в условиях увлажнения изоляторов колеблется в диапазоне 0,5–1 мА. Эта оценка подтверждается имеющимися исследованиями [3], в которых приведены результаты измерения потерь мощности на гирлянде изоляторов линии 110 кВ для различных видов погоды и степени загрязненности изоляторов в режиме фонового тока (табл. 2.16).

Потери мощности в гирлянде изоляторов линии 110 кВ

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

Приведенные значения фонового тока справедливы для линий любого напряжения, так как с ростом номинального напряжения количество изоляторов в гирлянде увеличивается практически пропорционально напряжению.

В ПУЭ установлено четыре степени загрязнения (СЗ) изоляторов, обусловленного естественными и промышленными источниками загрязнения атмосферы. Данные табл. 2.16 могут быть отнесены, соответственно, к 1, 2 и 3 СЗ. По влиянию на токи утечки виды погоды могут быть объединены в 3 группы: 1 группа – хорошая погода с влажностью менее 90 %, сухой снег, изморозь, гололед; 2 группа – дождь, мокрый снег, роса и хорошая погода с влажностью 90 % и более; 3 группа – туман. Преобразованные в соответствии с этим данные табл. 16 представлены в табл. 2.17.

Потери мощности в гирлянде изоляторов линии 110 кВ, приведенные к расчетным условиям

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

Как было отмечено выше, фоновый ток утечки является саморегулирующимся, поэтому его значение не зависит от напряжения 88 линии, а потери мощности на линии любого напряжения могут быть определены по формуле, кВт/км:

Используя данные о среднем числе опор на 1 км линий напряжением 6–20 кВ – 13 шт.; 35 кВ – 8 шт.; 60 кВ – 6 шт.; 110 – 4 шт.; 154 кВ – 3,3 шт.; 220–750 кВ – 2,5 шт., получим удельные потери мощности, приведенные в табл. 2.18.

Читайте так же:
Электро выключатели света для дома кнопочные

Удельные потери мощности от токов утечки по изоляторам воздушных линий

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

Потери от токов утечки по изоляторам воздушных линий: таблицы норм, от длины

Подавляющее большинство (92 %) ВЛ в России проходит по территориям с первой СЗ, около 6 % – второй и порядка 2 % – третьей. Протяженность ВЛ, эксплуатируемых в условиях четвертой СЗ, пренебрежимо мала. Поэтому в практических расчетах потерь мощности от токов утечки по сетевой организации в целом могут использоваться обобщенные значения (без районирования территории по СЗ), полученные на основании приведенных цифр по формуле ∆Р = 0,92 ∆Р1 + 0,06 ∆Р2 + 0,02 ∆Р3 , где 1, 2, 3 – СЗ изоляторов. Обобщенные данные приведены в последних строках табл. 2.18 для каждой группы видов погоды.

Потери электроэнергии от токов утечки определяют на основе данных, приведенных в табл. 2.18, и продолжительности видов погоды в течение расчетного периода. При отсутствии последних годовые потери электроэнергии могут быть определены по табл. 2.19 в зависимости от расположения линии в одном из указанных выше регионов.

Ток утечки

Если все перечисленные выше причины не подтвердились на разных этапах диагностики, тогда нужно перейти на следующий – поиск токов утечки. Причинами их возникновения могут быть:

  • загрязнение и окисление клемм аккумулятора;
  • повреждение изоляции автомобиля;
  • некорректное подключение дополнительного оборудования (внештатная магнитола, сигнализация).

Первые две можно определить визуально, а для последней уже понадобится дополнительное оборудование для диагностики. Опять таки, можно использовать обычный мультиметр или токоизмерительные клещи.

Измерение тока утечки

Перед началом диагностики нужно провести подготовительные работы. В первую очередь оставляем открытым капот и выключаем все потребители тока – магнитолу, внешнее и внутреннее освещение, вынимаем ключ из замка зажигания, закрываем двери. Во время измерения мультиметром аккумулятор будет выключаться и выключаться, может сработать центральный замок. Поэтому, для доступа в авто лучше оставить окна открытыми.

Для измерения вам понадобятся:

    с диапазоном измерения постоянного тока не менее 10 А; (для удобства подключения); на 8 или 10 (необходимо подбирать под автомобиль);
  • рабочие перчатки.

режим измерения тока

Мультиметр переключаем в режим измерения тока

Измерение тока утечки

Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора. Подсоединяем один щуп к снятой клемме, другой к контакту аккумулятора

Измерение тока утечки

Проверяем значения тока утечки

Достаточно удобно измерять ток утечки токоизмерительными клещами – не нужно ничего отсоединять, просто обжимаем провод и проводим измерения. Недостатком клещей считается их неточность и способность улавливать паразитные токи. Но при помощи обнуления кнопкой «Zero» можно достичь точных результатов.

Измерение тока утечки

Обжимать необходимо или плюсовый или минусовый провод со всеми проводами, которые подсоединены к одной из клемм (если такие есть). Единственный момент – клещи должны измерять постоянный ток. Как правило, их цена на порядок выше в сравнении с обычными клещами для измерения только переменного тока.

Читайте так же:
Ставим выключатели со светодиодами

Допустимые границы тока утечки – 20-80 мА. Как правило, нормы потребления тока штатными устройствами следующие:

  • память магнитолы – 5-10 мА;
  • сигнализация – 20-25 мА;
  • электронный блок питания – 3-5 мА.

К наиболее популярным внештатным устройствам можно отнести «неродную» акустическую систему (магнитола, усилители) и сигнализацию. Также может быть утечка тока из-за таких потребителей как видеорегистратор и GPS-навигатор, которые подключены через гнездо прикуривателя, поскольку в некоторых автомобилях на него питание подается независимо от замка зажигания. Довольно часто причиной является закорачивание концевика подсветки багажника, из-за этого лампа постоянно включена.

Сразу после того как мы подключили мультиметр, значение тока утечки может быть больше допустимых пределов. Не нужно сразу паниковать. Подключая мультиметр в разрыв, мы фактически замыкаем цепь и подаем питание на приборы. Зависимо от автомобиля нужно некоторое время, чтобы он снова перешел в режим простоя – от 1 до 20 минут.

Измерение тока утечкиЗначение тока утечки
непосредственно после подключения мультиметра
Измерение тока утечкиЗначение тока утечки
после перехода авто в состояние покоя (простоя)

Если все же значение силы тока не уменьшается, тогда переходим на следующий этап – диагностика блока предохранителей и реле.

Проверка реле и предохранителей

Проверка реле и предохранителей

Распределительная коробка с предохранителями и реле находится под капотом. Дополнительно возможно размещение еще одного блока в салоне автомобиля возле приборной панели, под задним сидением, а также в багажнике. Поиск возможного потребителя лишнего тока проводим следующим образом:

  • мультиметр должен быть подключен таким же образом, как при измерении тока утечки;
  • каждый предохранитель по очереди вынимаем и вставляем на место, при этом смотрим, не меняется ли значение тока на дисплее мультиметра;
  • если обнаруживаем существенное уменьшение (до уровня допустимого), тогда смотрим в технической документации автомобиля за что отвечает этот предохранитель и переходим к детальной диагностике устройств, за которые он отвечает.

Вы проверили все предохранители, но проблема с током утечки остается не решенной?

В таком случае нужно проверить оборудование, которое предохранителями не защищено. К нему относятся:

  • генератор;
  • стартер.

Проверка генератора

Проверка генератора

Одной из основных причин потребления тока генератором, как правило, является выход из строя силовых диодов его выпрямляющего блока (диодного моста). Это негативно влияет на состояние аккумуляторной батареи, как при простое автомобиля, так и при его перемещении. При простое происходит паразитное потребление тока, а при перемещении (или просто при работе двигателя) ток, который вырабатывает генератор, частично или полностью не поступает для зарядки аккумулятора. Для проверки токов утечки через генератор необходимо в первую очередь отсоединить аккумулятор от общей сети автомобиля (достаточно снять минусовую клемму).

После этого отсоединяем от генератора 2 силовых провода и соединяем их надежно вместе. Учитывая тип разъема, можно использовать для соединения болт и гайку соответствующего диаметра. Также необходимо место соединения заизолировать диэлектриком, подойдет обычная изолента. Теперь подключаем наш мультиметр в сеть автомобиля в режиме измерения тока и следим за показателем:

  • если значение тока не изменилось, значит проблема не в генераторе;
  • если уменьшилось до допустимых пределов, тогда нужно генератор ремонтировать или заменить его новым.
Читайте так же:
Legrand valena выключатель двухклавишный с подсветкой слоновая кость 774328

Проверка стартера

Проверка стартера

Сразу скажем – тока утечки в стартере нет. Тут немного другое понятие – рост величины пускового тока стартера, в результате чего не хватает тока аккумулятора для того, чтобы завести двигатель автомобиля. Одной из причин может также быть неправильно подобранный по мощности аккумулятор. Но если с ним все в норме, тогда нужно измерить пусковой ток вашего авто. Для этого вам понадобятся токоизмерительные клещи и наш видеообзор о том, как это правильно сделать.

Первичную проверку генератора и стартера можно сделать самостоятельно при наличии мультиметра и токоизмерительных клещей. Но их ремонт или замену лучше все же доверить работникам СТО.

Токи нулевой последовательности
с частотами свыше 20 кГц

Универсальная серия устройств контроля дифференциальных токов (тип В) сегодня весьма востребована в промышленных приложениях. Из-за широкого применения электронного оборудования, например, частотных преобразователей, в современных системах все чаще и чаще возникают дифференциальные токи в высокочастотном диапазоне. Они оказывают сильное негативное влияние на работу энергоустановки. Устройства серии RCM-B могут обнаружить переменные дифференциальные токи вплоть до частоты 100 кГц и сигнализировать о них. Как следствие, они превосходят требования стандарта DIN V VDE 0664-110, вступившего в силу в июле 2009 г. и определяющего необходимость обнаружения токов короткого замыкания вплоть до 20 кГц.

Устройства RCM могут настраиваться в зависимости от требований, предъявляемых к защищаемой установке или системе, посредством задания порога срабатывания. Это означает, что устройства могут устанавливаться распределенным способом, поиск неисправностей упрощается, а стоимость техобслуживания снижается. Вот почему при решении трудоемкой задачи по определению местонахождения пробоя повреждение может быть быстро и точно локализовано.

Устройства контроля дифференциальных токов могут выявлять токи нулевой последовательности следующих видов: «чистый» переменный, пульсирующий постоянный (тип А), а также «чистый» постоянный (тип В) вплоть до частоты 100 кГц. Эти универсальные устройства играют важную роль в повышении степени эксплуатационной готовности энергетических установок и систем. Как следствие, они позитивно влияют на экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятия в целом.

Помимо двух версий устройств (тип А и В) также имеются трансформаторы тока с внутренними диаметрами 20…210 мм (рис. 5). Таким образом, проводники (а также электрические шины) малых и средних размеров могут быть легко проложены через соответствующий трансформатор тока.

Трансформаторы тока с внутренними диаметрами 20. 210 мм

Рис. 5. Трансформаторы тока с внутренними диаметрами 20… 210 мм

Следует понимать, что максимально допустимый внешний диаметр кабеля/кабелей должен быть в полтора раза больше внешнего диаметра питающих проводов (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Допустимый диаметр проводов для устройств типа А

RCM-A- SCT-20 RCM-A-SCT-30 RCM-A-SCT-35 RCM-A-SCT-70 RCM-A-SCT-105 RCM-A-SCT-140 RCM-A-SCT-210
2806045280605828060612806074280608728060902806100
13 мм20 мм23 мм46 мм70 мм93 мм140 мм

Таблица 2. Допустимый диаметр проводов для устройств типа В

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector