Как подключить вентилятор в ванной
Как подключить вентилятор в ванной
Обычно в ванную комнату устанавливают вентиляторы таких модификаций:
- вентилятор без датчиков
- вентилятор с таймером
- вентилятор с датчиком влажности
- вентилятор с датчиком движения
Напомним основные правила техники безопасности при установке вентилятора
- прочитать паспорт вентилятора, посмотреть на отверстие для вентилятора
- подключение вентилятора производить только при снятом напряжении сети.
- стационарная проводка должна быть оборудована автоматическим выключателем. Зазор между контактами автоматического выключателя на всех полюсах должен быть не менее 3 мм.
Схема вентилятора радиатора, подключение реле
Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).
Особенности конструкции системы охлаждения
В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:
- с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
- с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
- с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.
Режимы работы
Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:
- добавлением в цепь резистора, повышающего сопротивления и, как следствие, уменьшающего силу тока. В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления;
- комбинацией параллельного и последовательного включения. Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Они могут быть подключены последовательно, в случае чего по закону Ома будут работать от 6 В, либо последовательно, когда на каждый из ВСО подается 12 В. Режимы соответствуют малой и большой скорости вращения пропеллера.
Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).
Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.
Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.
Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.
Подключение своими руками
Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя.
Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле.
Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.
Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.
Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).
При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО.
Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор.
Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.
Особенности монтажа
Вентилятор подключают к двухжильному проводу. Предварительно с устройства снимают лицевую панель. От распределительного щитка к вентиляционному отверстию прокладывается штроба. Она должна быть строго вертикальной или горизонтальной, без наклонных линий.
Канавку для прокладки электропроводки располагают не ближе 10 см к дверному проему. Кабель фиксируют алебастровым или цементным раствором. Линию электропитания можно протянуть внутри гофрированной трубы.
На клеммы вентилятора нанесена англоязычная маркировка:
- L — фаза.
- N — нулевая жила.
- T — для подсоединения сигнального провода. Используется в моделях с таймером.
Жилы различаются по цвету. Нуль — голубой, фаза идет в коричневой либо белой изоляции. Их необходимо правильно подсоединить к клеммам вентилятора и проверить надежность контакта. На корпусе устройства расположены 4 отверстия под винты или саморезы. Крепежные элементы входят в комплект поставки. Вентилятор можно закрепить и на кафельной плитке без сверления. Для этого подойдет силиконовый клей. Можно воспользоваться жидкими гвоздями.
На стене
Устройство прикладывают к поверхности. Карандашом или маркером намечают места сверления. Для формирования крепежных отверстий подойдет ударная дрель либо перфоратор. Необходимо использовать сверла с победитовой напайкой. После высверливания отверстий нужной глубины в них забивают пластиковые дюбели.
Вытяжку вставляют в отдушину и закрепляют комплектными шурупами. Затем можно приступать к подключению устройства. Схема зависит от характеристик и функциональных возможностей модели.
Алгоритм настенного монтажа без сверления:
- Поверхность стены в месте крепления зачищают.
- По контуру наносят силиконовый клей или жидкие гвозди
- Устройство прикладывают к отверстию вентиляционного канала.
- Для проверки горизонтали используют уровень.
- Вентилятор фиксируют скотчем на 2-3 часа.
Завершающий этап — подача питания и возвращение на место декоративной панели.
На потолке
Для монтажа вытяжного вентилятора в ванной комнате подходит натяжная или подвесная потолочная система. Такое размещение редко используют в частных домах, где воздуховод можно вывести на чердак. В подобном здании целесообразно установить мощное канальное устройство, которое обеспечивает быстрое обновление атмосферной смеси в габаритных помещениях.
При натяжной или подвесной потолочной системе задача несколько усложняется. Часто место под установку вытяжного вентилятора в ванной закладывается на этапе проектирования дома. К гипсокартонной панели вентиляционная решетка или кулер крепится дюбелями-бабочками.
На поливинилхлоридной пленке устройство фиксируют с помощью заранее установленной жесткой основы. При установленном подвесном потолке коммуникации протягивают через предварительно подготовленное отверстие либо проводят по базовой поверхности и скрывают кабель-каналом.
Вариант 4 — ручное включение + задержка выключения
Тут понадобится специальный вентилятор со встроенным таймером. Он, в среднем, дороже обычного примерно на 500 рублей. На стене надо разместить кнопку (моностабильный выключатель), нажатие на которую будет включать вентилятор на заданное время. То есть, мы можем сами включить вытяжку тогда, когда она нужна. Нужно заранее предусмотреть эту кнопку и нанести на неё какую-то понятную пиктограмму, зато вентилятор не будет шуметь, когда он не нужен.
Если взять чуть более продвинутый вентилятор с датчиком влажности, то он будет автоматически включаться при повышении влажности, то есть, когда кто-то пользуется душем.
У меня дома, кстати, реализован такой вариант. Он мне лично кажется удобнее всего.
4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).
Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.
Популярные схемы, использующие снижение величины напряжения
Главное достоинство таких контроллеров – невысокая стоимость, что позволяет применять их в быту. Недостаток – слабая экономичность. При снижении оборотов уменьшается только шум, потребление электроэнергии фактически не меняется. Еще один недостаток – невозможность подключения мощных устройств, но для бытового использования это не критично.
Варианты схемных решений контроллеров:
- ступенчатые регуляторы, с применением автотрансформатора;
- автотрансформаторы с электронным управлением;
- симисторные или тиристорные контроллеры.
Ступенчатое управление с применением автотрансформатора
Принцип работы этого контроллера состоит в следующем. На вход автотрансформатора Т1 подается питающее напряжение 220 В. Обмотка имеет несколько ответвлений от части витков. При подключении нагрузки к ответвлениям, потребитель получает уменьшенное напряжение питания. С помощью переключателя SW1 мотор вентилятора M подключается к нужной части обмотки и скорость его вращения меняется. При понижении питающего напряжения снижается потребление электроэнергии. Сигнал на выходе – чистая синусоида, что благотворно влияет на состояние обмотки двигателя. Недостатком является большой размер блока управления. Ручка регулировки имеет ступенчатую шкалу, как правило, не более пяти положений. Плавно управлять скоростью вращения невозможно.
Автотрансформатор с электронным управлением
Электронный автотрансформатор работает по принципу широтно-импульсной модуляции. Транзисторная схема, модулируя импульсы – плавно изменяет выходное напряжение. Достоинства такого контроллера – компактные размеры и невысокая стоимость. Недостаток –длина кабеля от контроллера до мотора ограничена. Поэтому блок автотрансформатора, как правило, выполнен в отдельном корпусе от ручки управления и располагается в непосредственной близости к вентилятору.
Симисторный (тиристорный) контроллер
Не вдаваясь в подробности принципа фазного управления, по которому работают регуляторы этого типа, вкратце опишем схему. Каждый тиристор «срезает» полуволну переменного тока, уменьшая выходное напряжение. Величина регулируется при помощи блока управления. Достоинства– низкая цена, компактные размеры. Обороты можно регулировать практически от ноля. Недостаток – искрение обмотки двигателя, ограниченная мощность нагрузки.
- Двигатель вентилятора должен иметь автоматическую термозащиту.
- Недопустимо применять в качестве регулятора скорости вентилятора диммеры для осветительных приборов.
Как проверить естественную вентиляцию
Если в проекте здания заложена естественная система вентиляции, возможно, обустраивать еще и принудительную вытяжку не нужно. Чтобы в этом убедиться, необходимо проверить конструкцию на работоспособность. Методы проверки состоят в следующем:
- Проверка тяги в канале. Для этого зажигают спичку и подносят ко входу канала. Если пламя будет устремляться в сторону отверстия, тяга имеется. Проводить контроль рекомендовано в теплую маловетреную погоду, когда параметры перепада давления всегда на минимуме.
- Анализ эффективности высушивания помещения. В этих целях душевую наполняют паром: открывают горячую воду через рассеиватель и некоторое время ее спускают. Далее смотрят, насколько обильно образуются капли воды на стенах помещения и как долго она не просыхает.
Если влажность быстро уходит, естественной циркуляции вполне достаточно для организации качественного воздухообмена в туалетной комнате или ванной. В противном случае необходимо поставить дополнительный электрический вентоотсос.
Канальные вентиляторы: характеристики
Система воздуховодов: 1 – прямой участок; 2 – отвод 90°; 3 – переход; 4 – тройник; 5 – «утка»; 6 – заглушка; 7 – врезка прямая; 8 – врезка круглая; 9 – ниппель.
Этот тип конструкции фиксируется в полости канала вентиляции и служит для движения масс в этом устройстве. Вентиляторы канального типа характеризует больший напор и передвижение воздуха на большие расстояния, что отличает их от приборов бытового назначения.
Приобретая эту разновидность прибора, важно учесть следующие показатели:
- допустимые температурные показатели перемещения масс воздуха;
- продуктивность работы этой модели;
- степень шумности прибора.
Для снижения уровня шумности применяют специальные шумоглушители. Подключение канального вентилятора связывается с сетью в 220 Вт. В настоящее время производители выпускают более экономичные модели с небольшим уровнем потребления электрического тока. Чтобы управлять их работой, активно применяют пульты, с помощью которых можно регулировать объемы масс, подключать или отключать прибор.
Нередко двигатель такого устройства имеет встроенный термоконтакт с возможностью перезапуска. Таким способом можно предохранить двигатель от перегревания. Канальные вентиляторы, обладающие высоким уровнем производительности, имеют термоконтакты, помогающие подсоединять защитные механизмы.